ОСАГО дадут независимость? Минфин хочет радикально изменить правила ОСАГО

Измена на словах Министерство финансов подготовило изменения в систему ОСАГО, которыми, в частности, предлагается отвязать стоимость полиса от мощности двигателя автомобиля. Об этом в эфире телеканала «Россия-1» заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев. МВД нам предоставило статистику, которая прямо указывает, что нет никакой связи между аварийностью и мощностью автомобиля. «МВД нам предоставило статистику, которая прямо указывает, что нет никакой связи между аварийностью и мощностью автомобиля», — сказал замминистра. Таким образом, стоимость страховки может снизиться для автомобилей с мощным двигателем. По его словам, ведомство предлагает пересмотреть всю сетку коэффициентов в ОСАГО, многие из которых потеряли свою актуальность. «Например, преимущественное использование автомобиля раньше имело смысл. Сейчас, когда вы можете, (находясь) в любом субъекте, зарегистрировать автомобиль в любом другом субъекте, говорить о том, что в одном субъекте большие риски, в другом — меньшие, поэтому коэффициенты разные, не имеет смысла. От этого надо уходить», — считает Моисеев. Речь идет о территориальном коэффициенте, который, по мнению Минфина, играет все меньшую роль как индикатор аварийности в отношении зарегистрированных машин и водителей, проживающих в конкретном регионе. «Сейчас владелец ТС может выбрать место его государственной регистрации, а транспортное средство использовать за пределами места проживания; население мобильно, география поездок весьма обширна, и отследить ее непросто. Как правило, основное число дорожных происшествий совершается на магистралях федерального или республиканского значения», — пояснили Банки.ру в пресс-службе Минфина. Согласно статистике ГИБДД, за январь — июль 2016 года в России на дорогах общего пользования произошло 31 533 ДТП, на дорогах федерального значения — 11 147, а на дорогах регионального и межмуниципального значения — 16 548 аварий. В Минфине считают возможным уйти от существующего детального определения территориального коэффициента по городам и населенным пунктам (в разных городах одного региона коэффициент может отличаться). «Нужно больше внимания уделять политике андеррайтинга страховщика, с тем чтобы постепенно отказываться от нормативного регулирования значений значительного числа коэффициентов страховых тарифов», — пояснили в пресс-службе ведомства. Прописка для полиса Сейчас цена полиса ОСАГО формируется путем умножения базовой ставки тарифа (3 432—4 118 рублей) на восемь коэффициентов: в зависимости от возраста и стажа водителя, его аварийности, территории использования машины, мощности ее двигателя, по количеству допущенных к управлению водителей и т. д. Их значения и условия применения устанавливает Центробанк. Коэффициент территории отражает убыточность бизнеса по ОСАГО, говорят в Российском союзе автостраховщиков, поэтому отменять его было бы неправильно. При этом там отметили, что о такой инициативе в союзе неизвестно и на рабочих совещаниях она не обсуждалась. Сейчас максимальный региональный коэффициент — 2,1 — установлен в Челябинске, причем в населенных пунктах Челябинской области он меньше. По данным РСА, в Челябинске высокая убыточность в том числе из-за деятельности мошенников и автоюристов. Двойной коэффициент платят жители Москвы — число автомобилей в регионе тоже учитывается. Вероятность попасть в ДТП на улицах Москвы, при таком плотном движении, гораздо выше, чем в районном городе в глубинке. - Дмитрий Руденко, генеральный директор «Абсолют Страхование» «Вероятность попасть в ДТП на улицах Москвы, при таком плотном движении, гораздо выше, чем в районном городе в глубинке», — объясняет генеральный директор «Абсолют Страхования» Дмитрий Руденко. Минимальный коэффициент — 0,6 — применяется, например, в Крыму и населенных пунктах Калмыкии, Тувы, Хакасии, Бурятии, Магаданской, Курганской областей, за исключением столиц субъектов. Отмена региональных коэффициентов приведет к выравниванию тарифа по стране в целом. Из-за чего, в свою очередь, может вырасти тариф для малонаселенных регионов с плохо развитой дорожной сетью и небольшим числом автомобилей, где коэффициент сейчас низкий, предупреждает официальный представитель «АльфаСтрахования». Аргументы Минфина у страховщиков вызывают сомнение. Рядовой потребитель вряд ли поедет из Москвы регистрировать машину в Ростов, потому что там полис ОСАГО дешевле, рассуждает Дмитрий Руденко: «Владелец автопарка, возможно, поедет, но этот «перекос» составляет не более 10%». Распрягаем лошадей Идею отвязать стоимость ОСАГО от мощности двигателя в РСА тоже не поддержали, объяснив, что этот показатель связан не с числом аварий, а со статистикой выплат и расчета ущерба. «Отмена этого коэффициента не только повлечет снижение стоимости страховки для мощных автомобилей (это даст экономию в размере от 340 до 2 тысяч рублей — для самых мощных), но и приведет к удорожанию страховки для маломощных авто, к которым относятся, например, средства передвижения для инвалидов», — заявил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. «Мощность «младшего» двигателя КамАЗа с колесной формулой 4*2 составляет 242 лошадиные силы. Мощность автомобиля Smart — 72 лошадиные силы, автомобиля «Ока» — 35—53. Любой участник дорожного движения с легкостью скажет, какой из этих автомобилей нанесет больше вреда в ДТП», — приводят пример в «АльфаСтраховании». Дмитрий Руденко из «Абсолют Страхования», напротив, считает идею исключения мощности разумной, так как коэффициент изначально задумывался как инструмент социальной справедливости. «С советских времен у нас осталось представление, что более мощная машина — более дорогая, значит, пусть ее владелец платит больше. Но страхование — это не налог. Поэтому данный коэффициент нужно если не отменить, то как минимум сделать меньше. Накопленная за 10 лет статистика демонстрирует, что наступление страхового случая не зависит от модели автомобиля», — говорит он. По текущим правилам для машины мощностью до 50 л. с. коэффициент составит 0,6, от 70 до 100 л. с. — 1,1, от 100 до 120 л. с. — 1,2, от 120 до 150 л. с. — 1,4, свыше 150 л. с. — 1,6. Многолетнее ОСАГО Среди предложений Минфина — дать возможность владельцам новых машин заключать полис ОСАГО сразу на два-три года. Как заявил Алексей Моисеев, смысл в том, чтобы автовладелец, который может проходить техосмотр раз в три года, не «бегал за полисом ОСАГО каждый год». Оплачивать такой многолетний полис, по мнению Минфина, можно было бы как единоразово, так и в рассрочку. Могут быть договоры, которые будут предусматривать пересчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ; коэффициент аварийности) каждый год. «Думаю, будут страховые компании, которые в качестве конкурентного преимущества могут предлагать фиксировать цены на три года», — сказал Моисеев. В РСА возражают и против этой идеи. «КБМ работать не будет. Предугадать, как за три года изменится стоимость запчастей, очень тяжело», — перечисляет Евгений Уфимцев. Он не исключил, что по двух-трехлетним договорам ОСАГО может быть установлен повышенный годовой взнос, чтобы компенсировать возможные риски роста стоимости запчастей из-за колебаний курса доллара. В Банке России заявили, что озвученные предложения с Минфином пока не обсуждались, после их получения регулятор будет готов сформировать свою позицию. Как уточнили в Министерстве финансов, подготовлена рабочая версия законопроекта по совершенствованию системы ОСАГО. Сейчас по документу проводятся консультации с Банком России, федеральными органами исполнительной власти и представителями страхового сообщества. После доработки проект будет выложен для публичного обсуждения. Банки.ру

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page