Технический недосмотр

Реформа техосмотра автомобилей, инициированная президентом Дмитрием Медведевым, оказалась под угрозой срыва: подзаконные акты, необходимые для реализации закона, который вступает в силу 1 января 2012 года, до сих пор не приняты. Из-за этого еще не запущена печать новых талонов ТО и не организован доступ операторов техосмотра к базе данных ГИБДД. До конца не определена и стоимость процедуры. Жертвами неразберихи в итоге могут стать миллионы автовладельцев, которым талон ТО в новом году понадобится в любом случае — для получения полиса ОСАГО.

Вчера Российский союз автостраховщиков (РСА) и союз организаций технических экспертов Техэксперт собрали участников рынка для разъяснения положений закона О техническом осмотре транспортных средств. Напомним, что документ был разработан по инициативе президента Дмитрия Медведева в 2011 году. Он предполагает передачу контроля за техническим состоянием автопарка от МВД Российскому союзу автостраховщиков. Суть реформы заключается в искоренении коррупции в системе техосмотра — по данным соцопросов, большая часть водителей не проходят ТО, а получают талон за взятку. Теперь инспекторы ГИБДД талон техосмотра проверять не будут, он понадобится только для получения полиса ОСАГО. Автомобили возрастом до трех лет от прохождения проверки освобождаются, для остальных владельцев машин процедура ТО станет проще и быстрее. Получить талон можно будет на одном из 2,5 тыс. пунктов техосмотра, существовавших ранее, а также у автодилеров или в автосервисах. Последние официально не смогут стать операторами до 1 января 2012 года — РСА не может выдать им аккредитацию, пока закон не вступил в силу. Всего от частных компаний ожидается около 1,2 тыс. заявок.

Несмотря на то что общие принципы реформы понятны, на практике к ее реализации власти до сих пор не готовы. Основные сложности связаны с тем, что для вступления закона в силу понадобилось рекордное число подзаконных актов: Минтранс, МВД, Федеральная служба по тарифам, Минэкономики, Минфин, Минрегион разрабатывали 29 документов. Закон принят еще в июле 2011 года, а основная часть нормативных актов принималась в течение последних полутора месяцев. Более того, некоторые крайне важные документы не приняты до сих пор (например, правила аккредитации операторов). Несколько месяцев ушло только на перераспределение среди ведомств полномочий, которые раньше были в МВД,— объяснил задержку источник Ъ в правительстве.— Долгие и ожесточенные споры шли по поводу правил техосмотра: Минэкономики настаивало на их упрощении, МВД хотело ужесточить эту процедуру.

Не принят, в частности, порядок обеспечения бланками операторов техосмотра (утверждается приказом Минфина). Утверждена только новая форма талона — он будет выполнен на зеленом фоне (раньше — на синем), кроме того, в документе не будет указываться государственный номер, что позволит не менять талон при смене собственника машины. К сожалению, пока нет правовых оснований для изготовления и выдачи талонов,— заявил вчера начальник управления по методологии страхования РСА Михаил Порванов.— Мы делаем все возможное, чтобы решить эту проблему. В Гознаке Ъ подтвердили, что заказ на печать не получали.

До конца не урегулирован вопрос и с ценой технического осмотра. Федеральная служба по тарифам уже выпустила методику исчисления предельной стоимости этой услуги. На ее основе региональные власти должны установить цену. Однако, по словам заместителя директора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономики Евгения Ковтуна, ее определили только шесть регионов, включая Москву, Самарскую область и Чеченскую Республику. В пятницу в правительстве РФ должно пройти совещание с субъектами федерации на эту тему. Правительство внимательно отследит разброс цен — если он будет очень большой, то в регионы будут направлены указания о корректировке стоимости,— заявил господин Ковтун. По информации Ъ, в столице цена на техосмотр осталась на прежнем уровне — 690 руб. По факту автовладелец будет платить меньше, отменяется госпошлина 300 руб.,— заявил Ъ господин Ковтун.

Еще одна проблема связана с взаимодействием операторов техосмотра и ГИБДД. Единственная функция, которая по закону осталась за этим ведомством,— создание и ведение базы данных о прохождении техосмотра. Она нужна для того, чтобы страховые компании могли выдавать полисы без предъявления талона, который примерно через год будет выведен из оборота. Кроме того, без подключения к базе оператор не может получить аккредитацию. По данным операторов ТО, цена за подключение может достигать 300 тыс. руб. (из-за специальных технологий шифрования данных), но МВД детали не раскрывает. База данных до сих пор не запущена, приказ об обмене данных между полицией и операторами не подписан, МВД обещает сделать это в конце декабря. За срыв сроков к ведомству могут быть применены санкции,— пояснил источник Ъ в правительстве, не уточнив, о каком наказании может идти речь.

То, что новый порядок прохождения ТО с 1 января 2012 года фактически не заработает, следует из официальных заявлений чиновников. К 1 января все необходимые документы будут приняты. Дальше будем смотреть по практике: если что-то будет плохо работать, то придется в экстренном порядке править документы,— заявил господин Ковтун. Первые месяцы 2012 года будут тяжелыми,— признался первый заместитель начальника ГИБДД РФ Владимир Швецов.— Пока нет наработанной нормативной базы, технологий, будет происходить притирка программного обеспечения, возникают вопросы по талонам.

В любом случае больше всего пострадают водители. По данным РСА, в следующем году процедуру техосмотра пройдут около 14-15 млн автовладельцев. Без талона страховая компания не имеет права выдать полис ОСАГО, а за отсутствие полиса инспекторы ГИБДД могут снять номера и наложить штраф в размере 500-800 руб. На данный момент существует несколько сценариев развития событий. Может быть, система и запустится, но в очень сыром виде, что приведет к хаосу,— считает руководитель одного из крупных операторов ТО, пожелавший не называть свою фамилию.— Сама процедура потеряет смысл, особенно если не будет работать база ГИБДД: талоны станут выдавать бесконтрольно за взятки. Другой сценарий — полный коллапс в связи с нехваткой талонов. В Санкт-Петербурге, к примеру, остается два пункта ГИБДД, где еще есть остатки старых бланков — туда выстроятся огромные многочасовые очереди. Такая ситуация ожидает жителей и других городов.

kommersant.ru

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page