Деньги дольщиков защитит государственный страховщик. В первом чтении принят законопроект, создающий государственный страховой фонд

Вместо страховых компаний С 2014 года права и гарантии дольщиков обеспечиваются поручительством банка или страховой компании. Для того чтобы привлекать средства физических лиц на строительство, застройщики должны иметь либо банковскую гарантию, либо застраховать свою ответственность в страховой организации. Центробанк определил требования к организациям, которые могут работать с застройщиками, но жизнь показала, что страховщики настроены иначе. 90 процентов договоров застройщиков сконцентрировано всего в четырёх, причём не самых крупных российских страховых компаниях. Общий объём страховых средств превышает 1 триллион 200 миллиардов рублей. Эксперты считают, что существующий механизм страхования дольщиков оказался несостоятельным, поскольку за три года не было ни одной страховой выплаты, а случаи с несколькими десятками тысяч обманутых дольщиков не признаны страховыми. Президент поручил Правительству разобраться в этом вопросе и, как следствие, было принято решение создать государственный страховой фонд по защите прав дольщиков. «Сегодня на стадии строительства находится 120 миллионов квадратных метров жилья, которое строится за счёт граждан. Действует более одного миллиона договоров о долевом строительстве», — привёл статистику в своём докладе в Госдуме заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Никита Стасишин. Чиновник сообщил, что учредителем фонда выступит Минстрой России. Главной задачей создаваемой структуры станет помощь дольщикам — выплата денег на завершение строительства в случае банкротства компании-застройщика. Документ будут дорабатывать Ко второму чтению законопроект будет существенно уточнён и скорректирован. Каждой политической фракции в Госдуме нашлось что предложить уже при рассмотрении документа в первом чтении. Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев законопроект поддержал, но указал на принципиальные его недостатки. «Фонд выполняет публично правовые функции и формируется из обязательных отчислений, это означает, что не совсем корректно его создавать в формате некоммерческой организации, нужна форма публично-правовой компании», — сказал он. Депутат добавил, что поскольку фонд является государственным, то и гарантии возмещения должны быть «железобетонными». «Со временем он действительно накопит необходимое количество средств, чтобы покрыть любые риски, но на первых этапах его деятельности необходим механизм защиты фонда», — отметил Николаев. Обязательным условием, по мнению парламентария, должно быть отделение средств фонда от трат на его содержание. Также необходимо ввести конкурсную, прозрачную систему отбора застройщиков претендующих на возмещение средств для достройки жилья. Председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков считает, что законопроект также обязательно должен учитывать инфляцию, ведь средства вносятся в один период, а обязательства по ним могут выполняться уже спустя несколько лет. Если бы у нас нормально работали страховые компании и не было бы пробелов в законодательстве, мы бы и не приступили к рассмотрению этого закона. В Правительстве сообщили о готовности дополнить законопроект обязательной проверкой деятельности фонда Счётной палатой, а также установить иные формы контроля, которые помогут обеспечить прозрачность принятия решений и сохранности средств. Ко второму чтению в законопроекте также появятся нормы об установлении переходного периода до первого июля 2018 года, во время которого обязательные отчисления для застройщиков составят 1,2 процента от цены договора», — сообщил Никита Стасишин. Депутаты всех фракций согласились, что в законопроекте обязательно нужно прописать предельный процент этих отчислений после окончания переходного периода. Альтернативные решения «Закон очень нужный и важный, но если бы у нас нормально работали страховые компании и не было бы пробелов в законодательстве, мы бы и не приступили к рассмотрению этой инициативы», — считает член Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Андрей Альшевских. По его мнению, к решению проблемы следует привлекать страховые компании, а не создавать отдельный государственный фонд, к которому уже есть много вопросов. «Я бы рассматривал усиление ответственности застройщиков вплоть до уголовной, вместо создания подобного фонда», — заявил депутат. То, что фонд будет защищать права только тех дольщиков, которые оформили договор уже после его создания — крайне неправильно. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Владимир Сысоев (ЛДПР) от лица фракции заявил, что решение проблемы через фонд станет лишь формальным подходом к исполнению поручений президента. Он отметил, что фонд прикрывает чужие огрехи, борется не с причиной, а со следствием, тем самым поощряя такую деятельность. «То, что фонд будет защищать права только тех дольщиков, которые оформили договор уже после его создания — крайне неправильно. Что будет с теми, кто уже пострадал? Законопроект не отвечает на этот вопрос», — добавил Сысоев. Депутат также напомнил, что Правительство России в мае издало документ, который возложил обязанность по решению проблемы дольщиков на субъекты. Но не у всех регионов есть деньги для экстренной помощи, таким образом проблема уже пострадавших людей остаётся нерешенной. Дальнейшая корректировка законопроекта пройдёт на масштабных парламентских слушаниях, назначенных по предложению председателя Государственной Думы Вячеслава Володина на 3 июля 2017 года. Парламентская газета

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page