«В ближайшие три месяца в ОСАГО произойдут реальные изменения» - Игорь Фатьянов, глава комитета ВСС по борьбе с мошенничеством, генеральный директор компании «Зетта Страхование»

— На днях заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин озвучил цифру в 1 миллиард рублей, которую страховщики потратили на борьбу с мошенничеством. Что они делали за эти деньги и чего добились? Результат уже ощущается? — Мы видим, что в ряде регионов частота возбуждения уголовных дел повысилась процентов на 10—20, сократилось количество судебных расходов, которые несут страховщики из-за деятельности автоюристов. Пока дать более детальные цифры проблематично — мы еще собираем статистику. Плюс сама по себе статистическая отчетность по борьбе с мошенничеством, внедренная в прошлом году, не содержит показателей по выплатам. Там только количество уголовных дел и убытков. Следующий шаг, который ВСС должен пройти в этом году или в начале следующего, — добавить в форму отчетности выплаты. — Натуральное возмещение помогло уменьшить страховое мошенничество? — Для натурального возмещения мошенничество характерно в меньшей степени — злоумышленники не нашли пока четких инструментов, но уже тестируют подходы, например экспертизы лакокрасочного покрытия за несколько сот тысяч рублей. Но сказать, что натуральное возмещение сыграло существенную роль в экономике ОСАГО, пока нельзя, так как его доля еще невелика. — Почему доля его растет не очень быстро? Это невыгодно страховщикам? — Не всегда удается соблюсти все условия, прописанные в законе. Страховщикам это действительно не всегда выгодно из-за того, что ремонт осуществляется без учета износа. Если износ большой — больше 50%, то натуральное возмещение будет существенно дороже выплаты по калькуляции. Грубо говоря, если машина возрастом до трех лет — можно как-то балансировать, если машина старше — выгоднее заплатить деньгами. — Появились ли в нынешнем году какие-то новые формы мошенничества, с которыми страховщики еще не научились бороться? — Трендом последних двух лет стало активное перетекание мошенников из моторных видов страхования в жизнь и здоровье, что связано с пристальным вниманием к ОСАГО и бумом на рынке ипотечного страхования. Не моторные виды более привлекательны для мошенников потенциально более крупными страховыми возмещениями. В последние годы становится все меньше исключений из страхового покрытия в личном страховании. Например, онкозаболевания, которые ранее не покрывались договорами страхования. Соответственно, мошенники используют эти возможности все масштабнее. Например, клиент в частной клинике узнает о наличии у него критического заболевания, требующего дорогостоящего медицинского лечения. На основании заболевания возможно установление инвалидности. После чего клиент получает ипотечный кредит под залог имеющейся у него недвижимости и заключает договор страхования на случай установления инвалидности или смерти. По истечении короткого промежутка времени клиент обращается в государственное медицинское учреждение, где ему «впервые» диагностируют заболевание, что является страховым случаем. Такая же схема применяется к онкострахованию. Сведения из системы ОМС недоступны страховщикам в силу ограничений по закону о персональных данных. Единой базы страховых историй по обращениям ДМС также пока нет. Причем диагностика онкозаболеваний более-менее фиксируется, но есть множество пограничных случаев, например диагностика зрения. Например, потеря зрения на одном глазу — это серьезный страховой случай с большими выплатами, а получить данные по таким заболеваниям страховщику намного сложнее. Это добавляет шансов мошенникам. — На Западе мошенничество чаще всего встречается в страховании имущества физлиц. А как у нас? — Новым трендом является мошенничество в сфере страхования недвижимости. Специально для страхования дорогого имущества создают фейковые дома-макеты в натуральную величину. Например, в санузле может стоять унитаз, но под ним нет никаких коммуникаций — он просто прислонен к внешней стене. На фотографиях агента этого не видно. В прошлые годы я не припомню таких вещей. — В «моторном» мошенничестве что-то меняется по мере усиления борьбы со стороны Российского союза автостраховщиков и правоохранителей? — Инсценировки ДТП стали более реалистичны. При постановочном происшествии злоумышленники реально повреждают транспортные средства, накладывая новые повреждения на уже имеющиеся, либо инсценируются ДТП с новыми повреждениями. Доказывать нереальность образования данных повреждений становится все сложнее, а иногда просто невозможно. В 2017—2018 годах увеличилось количество постановочных происшествий, получивших у страховщиков название crash-test. Мошенники приобретают дорогой новый или почти новый автомобиль, заключают «урезанный» договор каско с рисками «угон» и «тоталь». Далее в период страхования машина неоднократно участвует в ДТП, все обращения за выплатами происходят в рамках ОСАГО в различные компании, а под конец периода страхования по каско транспортное средство предельно повреждается — подводится под «тоталь». Чаще всего это ДТП с последующим умышленным наездом на препятствие (дерево, столб, бордюрный камень) или съезд в кювет. Страхователь получает выплаты в полном объеме, ТС оставляет страховщику. Специально для страхования дорогого имущества создают фейковые дома-макеты в натуральную величину. Например, в санузле может стоять унитаз, но под ним нет никаких коммуникаций — он просто прислонен к внешней стене. Сложности борьбы с таким мошенничеством в том, что автомобиль повреждается реально, детали не перевешиваются, провести трасологию не представляется возможным. Доказать факт умышленного повреждения ТС практически невозможно (страхователь представляет фото с места заявленного события, машину специально гоняют через камеры, где видно отсутствие повреждений до события). Только сбор информации по организованной группе, попытка «заинтересовать» собранным материалом правоохранительные органы может привести к положительному результату — доказательству мошенничества. — Какие направления борьбы с мошенниками будут приоритетными для ВСС в ближайшее время? — Стратегическое направление — помощь в идентификации мошенничества. Сейчас РСА для своих членов обеспечивает доступ к базам данных паспортной службы, ГИБДД в части выдачи прав. Следующие направления развития — расширение доступа к данным по ДТП, к системам видеофиксации, которые находятся в собственности муниципальных органов власти, субъектов Федерации, — там должна быть проведена большая работа. Координация работы с МВД тоже еще имеет потенциал развития. — Когда, по вашим оценкам, реально начнется первый этап либерализации ОСАГО? — Так сложилось, что этот вопрос связан с политическими циклами, поэтому предсказать такие вещи крайне сложно. Наши ожидания, которые основываются на политике Центрального банка и развитии ситуации, что в ближайший месяц-два будет выработана какая-то концепция по первому шагу, — в ближайшие три месяца уже будут реальные изменения. Пытаемся учесть все предложения, высказанные во время недавних парламентских слушаний. — Нужно ли уже в 2019 году расширять коридор тарифов по ОСАГО на 30—40%, как предлагает Минфин, или стоит остановиться на 20% вверх и вниз, как планировал ЦБ? — Позиция «40% вверх и 40% вниз» выглядит более сбалансированной для хороших водителей. Ограничивая повышение цены сверху, мы в первую очередь субсидируем водителей, которые создают аварийные ситуации на дорогах. — Как вам идея платить из фонда РСА за незастрахованных виновников? — Для меня не очень понятно, почему те, кто страхуются, должны платить за тех, кто не страхуется. Зачем тогда страховаться? Я понимаю причину, почему Минфин поддержал эту идею, но этот вопрос требует серьезной проработки и более глубокого осмысления. — Будет ли расти проникновение страхования жилья после того, как вступит в силу закон о добровольном страховании жилья от ЧС? Взлетит или не взлетит? — Я думаю, что не взлетит. Было несколько пилотных проектов, помимо Москвы, например Краснодарский край, — не взлетело. — В Краснодаре не было включено в платежки, а в Москве, где было, удалось достичь охвата в 50%... — В Москве этот уровень проникновения получился за два с лишним десятилетия при активной позиции властей, которые эту модель целенаправленно продвигали вплоть до контроля качества урегулирования. Должно совпасть несколько факторов: профицит бюджета, доходы населения и другие. Там, где они совпадут, — взлетит. Если брать всю страну — шансов мало. Я пока заинтересованности регионов формировать такой бюджет вижу немного. — Есть ли за последнее время сдвиги в киберстраховании и страховании финансовых рисков физических лиц? — Определенно в киберстраховании есть положительные сдвиги. Страхование киберрисков включено в правительственную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках программы обсуждается возможное введение обязательного страхования от киберрисков к 2020 году для всех стратегических отраслей экономики (например, финансовой и банковской, металлургии, машиностроения, судостроения, авиастроения, аэропортов, вокзалов и других). Из основных трудностей — многообразие киберугроз, непонимание как страхователем, так и страховщиком сути покрытия, отсутствие законодательного/отраслевого регулирования. Разработкой предложений по совершенствованию российского законодательства и разработке продуктов будет заниматься рабочая группа ВСС по страхованию информационных рисков (киберрисков). — Произошло ли восстановление объемов рынка каско, как ожидалось? Какие тренды будут преобладать на этом рынке в следующем году? — Рынок каско физлиц потихоньку падает, но меньшими темпами — примерно 2%. Рынок каско юрлиц хорошо вырос, в первую очередь за счет лизинга. Мы ожидаем, что к концу года падение прекратится, на следующий год ожидаем небольшой рост. Растет количество новых автомобилей, средние ставки перестали снижаться. По третьему кварталу снижение уже замедлилось. Единственная компания, которая серьезно снизила тарифы, — это «Росгосстрах», который пытается восстановить свои позиции на этом рынке. Все остальные на одном и том же уровне держат тарифы уже несколько месяцев. — А у вашей компании как дела на этом рынке? — По девяти месяцам идем с небольшим ростом против рынка, как и в прошлые годы. В среднем по году по ОСАГО, каско и имуществу физлиц (ИФЛ) будет рост около 10%, причем ИФЛ растет быстрее «моторов». — Ваша компания на рынке уже 25 лет. Как изменились технологии и бизнес-процессы за эти годы? — 25 лет — это фактически вся история частного страхования в России. За это время все поменялось: я помню, когда полисы заполняли от руки и даже отчетность сдавали в рукописном виде. В компании и на рынке произошел огромный скачок в технологиях — бизнес все больше уходит в IT. Мы провели централизации процессов — организовали ФАЦ (федеральный административный центр), единое сервисное подразделение. Изменился подход к выбору клиента: от единого тарифа к максимальной персонализации. Сначала был однофакторный анализ, стали использовать возраст, стаж вождения, модель авто для тарификации. Затем появились инструменты для многофакторного анализа, и накопилось достаточно качественной статистики — стали анализировать с помощью ОЛМ (обобщенные линейные модели), за счет чего выросло качество моделей и появились новые факторы (например, адрес места жительства, семейное положение, пробег авто). Сейчас переходим на следующую стадию — к анализу доступных источников информации о клиенте и автомобиле (например, данные ГИБДД, кредитные скоринги). В перспективе, учитывая появление big data и механизмов их обработки и анализа, можем прийти к индивидуализации страхового тарифа и условий страхования под конкретного клиента. — Научились ли страховщики более внимательно относиться к клиентам? — В целом — да. Мы-то точно. В «Зетта Страховании» проводится масса исследований, чтобы очертить четкие потребности клиентов, нащупать клиентские ниши. Результаты этих исследований помогли нам выявить наиболее значимые для клиента зоны и реагировать на изменившиеся запросы. Например, падение рынка страхования каско в последние годы привело к появлению целой линейки экономпродуктов, позволяющих подстроится под интересы и финансовые возможности практически любого автомобилиста. В имуществе физлиц появились продукты-конструкторы для подбора удобного клиенту варианта страхования, расширенные сервисные покрытия, сервисные пакеты — например, компенсация затрат на аренду жилья в случае повреждения застрахованного имущества, замена замков в случае утери ключей, расходов на восстановление документов и тому подобное. Кроме того, мы регулярно измеряем уровень удовлетворенности клиентов, прошедших урегулирование по методике NPS (Net Promoter Score). И кропотливо разбираем все кейсы клиентов, которые остались недовольны, пытаемся изменить наши бизнес-процессы, сделать их значимо более удобными для клиента. И во многом именно поэтому мы занимаем первые строчки рейтингов по сервису, каждый год получаем награды. Изменились и сами потребители — они стали несколько более требовательны, финансовые кризисы стимулировали их к оценке продуктов, выбору наиболее адекватного сочетания цены и качества, в целом финансовая грамотность растет, но медленно. Банки.ру

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page