Пара крупных банкротств – и страховая индустрия откатится на 10 лет назад: элитное каско, низкомаржинальная «обязаловка», кэптив и схемы
Классический рынок вернется к своим прежним размерам, раздуться сверх которых ему помог кредитный бум. Кстати, страховщики все меньше жалуют заемщиков. Вроде бы, по ним статистика хуже. Некоторые компании и вовсе сворачивают работу с автокредитами – перспектив особых не видят. Постепенно повышают тарифы и ждут, когда их рыночная доля вырастет за счет естественной убыли в чужих портфелях. Своими клиентами они видят сознательных, не принужденных банками, страхователей.
Но число таковых сокращается – подозреваю, здесь есть обратная зависимость от количества поданных судебных исков и поступающих в Росстрахнадзор жалоб. Пока это частные случаи. Когда же в один прекрасный момент и без страховой защиты, и без денег останется несколько сотен тысяч человек, российское страхование наконец узнает, что такое настоящий кризис доверия.
Не думаю, что дело ограничится остановкой пролонгаций. Вероятна волна досрочных расторжений. А кому деваться некуда, например, по условиям того же кредитного договора, будут заявлять все возможные и невозможные убытки. Страховщики объявят о всплеске мошенничества, в чем найдут оправдание массовым задержкам и отказам в выплатах. Образуется порочный круг: вы занижаете выплаты – мы заявляем новые убытки, вы пытаетесь обмануть – мы отказываем, вы отказываете – мы судимся или расторгаем договор. Это, конечно, пессимистический сценарий. Он не предопределен.
Беда в том, что у страхового рынка нет эффективных механизмов восстановления доверия, он не склонен к саморегулированию. Сомневаюсь, что найдутся желающие принять портфель проблемного страховщика. Это огромные инвестиции, но кто их сейчас себе может позволить? Теоретически – иностранные совладельцы крупнейших операторов. А оно им нужно? Проще дождаться, когда осядет пыль, и обнаружить в своей клиентской базе «сверхсознательного» страхователя, который готов переплачивать за полис и которого ненакладно обслужить на европейском уровне. Остальные просто разбегутся. Будут аккуратнее ездить, ставить противопожарное оборудование, надевать шлемы и бронежилеты – в общем, самостоятельно управлять рисками. Государство, если и вмешается, то только по поводу «автогражданки» из-за ее обязательности. Расплачиваться с клиентами по добровольным видам – не его дело.
И о страховой культуре. Она действительно низка, но не у граждан, а у самих страховщиков, большинство из которых не утруждают себя публикацией подробной отчетности и раскрытием информации о владельцах. Аргумент, что компания не торгуется на бирже, неуместен. Она привлекает деньги под финансовые обязательства на открытом рынке – в развитой экономике она не имеет права оставаться непрозрачной.
Финанс
Федоров А.