Демпингующие камикадзе

Финансовые пирамиды на рынке автокаско, построенные в период бурного роста автокредитования, уже начали рушиться. Стратегия работы в убыток с целью продажи инвестору не оправдалась, и в ближайшее время этот сегмент рынка ждут принципиальные изменения.
Последние три года именно автокаско играло роль локомотива развития российского страхования. Не случайно сейчас, в разгар финансового кризиса, этот вид страхования, как лакмусовая бумажка, показывает тенденции всего российского страхового рынка. По итогам 2008 года кризис еще не успел оказать существенного влияния на показатели данного сегмента. По предварительным данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем рынка автокаско за 2008 год составил 176 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 15%. Реальные проблемы впереди: по прогнозу агентства, за текущий год российские страховщики соберут взносов на 25% меньше, чем за предыдущий (без учета инфляции).
Рост рынка автокаско напрямую зависит от объемов автокредитования: до кризиса в кредит покупалось около половины всех автомобилей. Рассказывает начальник отдела андеррайтинга и методологии страхования наземного транспорта СК «Согласие» Сергей Рябцев: «Сейчас кредиты на покупку автомобилей предлагаются на более жестких условиях, практически до минимума снизился уровень автокредитования, поэтому развитие сегмента автокаско затормозилось. Конечно, есть вторичный рынок, но даже там ощущается негативное влияние финансового кризиса: доходы населения сокращаются, и спрос на автомобили падает. Поскольку лизинг также связан с кредитными средствами, он в том же плачевном состоянии, что и автокредитование».
В условиях резкого падения рынка все проблемы, которые закладывались в годы благоденствия, вышли наружу. Переживут трудности далеко не все. Корень зла – непозволительно близкий для страховщика горизонт планирования, который был характерен для многих участников российского страхового рынка в последние годы. Значительная часть игроков решала исключительно краткосрочные задачи – привлечение как можно большего числа клиентов за счет демпинга и запредельных комиссий страховым посредникам. Тарифы сознательно устанавливались ниже статистически обоснованного уровня. Такая модель бизнеса близка к классическому варианту финансовой пирамиды, когда выплаты старым клиентам осуществляются за счет взносов, которые получены от новых, привлеченных низкой ценой полиса. При такой тарифной политике, как только темпы прироста взносов станут отрицательными, сформированных страховых резервов окажется недостаточно для осуществления выплат, что неминуемо приведет к дефолту страховщика.
Владельцы избравших подобную стратегию компаний, формулируя цели их развития и ставя задачи перед менеджментом, прекрасно понимали, что долго так работать они не смогут. Расчет строился на том, чтобы набрать значительный клиентский портфель и на пике продаться инвестору, обладающему значительными финансовыми ресурсами. Говорит заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов: «Набирать убыток и продаваться – заведомо провальная стратегия. Это, пожалуй, самый невыгодный способ развития рынка, а покупать чужие долги или кота в мешке, а из страховых компаний прозрачны лишь единицы, – самоубийственное решение. Поэтому такие компании будут просто исчезать с рынка, а общие потери в страховом сообществе составят несколько десятков компаний, а может быть, и более сотни». Однако, по мнению директора агентства автострахования СК «МАКС» Евгения Попова, подобные планы некоторых страховщиков «не оправдались только по одной причине: грянул кризис, если бы не это, то такие компании успешно бы продались». Так или иначе, но кризис планы разрушил – выгодно продаться сумели лишь единицы.
Проблемы рынка усугубятся и из-за резкого роста объемов выплат страховых возмещений. Причины этого кроются как в повышении стоимости ремонта поврежденных автомобилей, так и в ожидаемом специалистами росте количества угонов. По словам Владислава Берента, заместителя руководителя компании «АРКАН», «согласно статистике, увеличение безработицы на 1 процент влечет за собой рост криминалитета на 5 процентов. Роста числа угонов в условиях кризиса не избежать. Основной добычей преступников станут машины как премиум-, так и экономкласса, а угоны все чаще будут происходить в форме разбойных нападений».
Как отмечает вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Кристиан Куртис, «многие компании, придерживавшиеся неосмотрительной политики, не справившись со своими обязательствами, будут вынуждены уйти с рынка. Основной причиной станет то, что из-за резкого уменьшения поступлений через банковские каналы сборы упали, а убытки по проданным ранее полисам продолжают накапливаться. Однако это не должно затронуть ведущих игроков. Компании с диверсифицированными портфелями, развивающие все виды страхования, смогут в полной мере отвечать по взятым на себя обязательствам».

Фол последней надежды

Важнейший вопрос для развития рынка – как будет развиваться ситуация с демпингом в автокаско. Говорит Андрей Крупнов, руководитель департамента стратегического планирования и маркетинга ОСАО «Россия»: «В условиях кризиса, когда сокращается рынок и падают продажи, демпинг становится разновидностью самоубийства. Кроме того, девальвация рубля вызвала повышение цен на запчасти и услуги станций технического обслуживания, а следовательно, рост убыточности. Так что сейчас самое время поднимать тарифы, и если какая-то страховая компания снижает их, значит, ее ликвидность находится в катастрофическом состоянии и она пытается любыми способами получить хоть немного денег. В футболе это называется «фолом последней надежды» и карается красной карточкой. В рыночных условиях это означает банкротство». Тему продолжает Игорь Александров, заместитель начальника управления поддержки розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах»: «Когда стоимость ремонта автомобилей растет, установление компаниями низких тарифов означает, что либо компания неправильно считает, либо не собирается платить клиентам, станциям, партнерам. Особое подозрение вызывают структуры, которые снижают тариф по каско на 30–40 процентов якобы вследствие отсутствия выплат комиссионного вознаграждения агентам, хотя расходы этих компаний на рекламу, по оценке экспертов, сопоставимы с этой самой «отсутствующей» комиссией».
Казалось бы, кризис должен был отрезвить любителей демпинга – ведь встает вопрос фактически о выживании компании. Однако, по свидетельству большинства участников рынка автострахования, под влиянием кризиса ситуация изменилась в худшую сторону: демпинговать стали все больше. Это однозначно свидетельствует о близком крахе многих страховщиков: в лучшем случае они будут проданы за символические деньги более устойчивым игрокам рынка, в худшем – обанкротятся, оставив без страховой защиты сотни тысяч автовладельцев. Составной частью проблемы демпинга является и крайне болезненный вопрос размера комиссии посредников при продаже полисов автокаско. «Желание продавцов получать высокие комиссии понятно. Однако следует иметь в виду, что страховые тарифы рассчитываются с учетом определенных расходов на комиссию. Повышение комиссии при увеличении тарифов сделает их неконкурентными. Увеличение комиссий без повышения тарифа – это тоже неоправданный демпинг. Компании, которые собираются выполнять обязательства перед страхователями, а не стремятся захватить рынок, набрав убыточный портфель, должны сохранить или даже сократить размер комиссии», – говорит Игорь Иванов.

Прекрасное далеко

Финансовый кризис сыграет важную очистительную роль для рынка автокаско – страховщики, которые кризис переживут, выйдут из него укрепившимися, перейдут на новый уровень развития. Кризисная ситуация должна способствовать формированию подходов к решению фундаментальных проблем рынка автокаско. Первое место среди них занимает фактическая вмененность значительной части формально добровольного автокаско. Большая часть продаж в период бурного роста этого сегмента рынка не была вызвана осознанием страхователями действительной потребности в страховой защите. Из-за этого покупка полиса во многих случаях воспринималась как неприятный побор, необходимый для получения кредита на покупку автомобиля. В сочетании с относительно низкой страховой и финансовой грамотностью населения это приводило к тому, что единственным критерием выбора для страховщика была цена, что делало бессмысленными усилия добросовестных компаний по развитию процесса урегулирования убытков – главной составляющей услуги страхования. Комментирует Андрей Крупнов: «Львиную долю продаж страховщики получают от посредников, которые просто выкручивают руки клиентам, вынуждая их приобретать страховые продукты. Такой «рынок» готов рассыпаться как карточный домик, от первого дуновения ветерка, что мы и наблюдаем во всей красе сейчас, в период кризиса. Отсюда и остальные проблемы: плохой сервис, отсутствие страховых продуктов, ориентированных на специфические потребности отдельных категорий клиентов, низкий уровень профессиональной подготовки представителей страховых компаний, будь то штатные сотрудники или агенты. Решить все эти проблемы можно только одним способом – повернувшись лицом к клиенту и начав выстраивать всю структуру компании исходя из его потребностей». Страховщики должны создавать адекватные страховые продукты и грамотно продвигать их на рынке, формировать эффективные сети продаж, выстраивать тарифную политику в расчете не на сиюминутный результат, а на длительную перспективу. Необходимо сделать так, чтобы страхование воспринималось как неотъемлемая часть цивилизованного образа жизни. Только те компании, которые решат эти задачи, смогут успешно работать на рынке в долгосрочной перспективе.
По мнению заместителя руководителя компании «АРКАН» Владислава Берента, «страховые компании должны повысить входной барьер для операторов услуг безопасности, предъявив высокие требования к оборудованию и технологиям защиты автомобиля с учетом особенностей российской специфики угонов, другими словами – повысить ответственность бизнеса. Помимо этого, необходимо ранжировать тарифы по количеству и качеству времени, проведенного на дороге. Потенциальное направление сотрудничества со страховыми компаниями мы видим в том, чтобы предоставлять не только услуги безопасности, но и услуги мониторинга, что позволит идентифицировать клиента и проводить оптимизированную тарифную политику».
Сергей Ерзунов, старший эксперт управления страхования корпоративных клиентов страхового брокера «Малакут», считает, что важную роль в развитии рынка корпоративного страхования должны сыграть страховые брокеры: «Взаимоотношения между страховщиками и брокерами строятся не на концепции сиюминутной выгоды, как часто бывает с агентами в розничном сегменте, а на базе долгосрочного сотрудничества. Это позволяет оптимизировать предлагаемый продукт корпоративного автострахования по стоимости и качеству обслуживания, избегая неоправданных размеров комиссии и демпинга. Брокеры, часто обслуживающие клиентов и по другим видам страхования, стараются заботиться о своей репутации и не предлагать сотрудничество со страховщиками, которые потенциально могут не исполнить своих обязательств по договорам страхования».

expert.ru
Янин А.Е.

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page