Страховщики настаивают на ежегодной индексации тарифов ОСАГО. ОСАГО станет проще, но дороже
Юргенс подчеркнул, что потребителям важно понимать: устанавливаемая цена услуги ОСАГО учитывает более чем трехкратное расширение лимитов покрытия по полисам — до 500 тыс. рублей при причинении вреда жизни и здоровью. Вводится также новая система расчёта выплат пострадавшим, которая позволит человеку получить возмещение от страховщика сразу, а не только после окончания лечения и предоставления чеков, с начала апреля выплата будет осуществляться за сам факт причинения вреда жизни и здоровью. Существенно расширится с 1 апреля и круг лиц, которые смогут получать компенсацию за причиненный вред жизни и здоровью — это будут не только иждивенцы, но и все ближайшие родственники. Также упростится процесс оформления документов — перечень будет минимальным.
Он напомнил, что многие проблемы на рынке сложились именно из-за недооцененности тарифа. До октября 2014 года тариф не пересматривался ни разу, 23-30% было явно недостаточно. Глава ВСС полагает, что вскоре тариф может потребовать корректировки, нужна и ежегодная переоценка тарифов. В перспективе же нужно прийти к рыночному, свободному тарифу, тогда автоматически установится равновесная цена продукта, а конкурентная борьба будет служить сдерживающим фактором для повышения цены.
В свою очередь руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, комментируя корреспонденту ИА REGNUM подорожание ОСАГО, заявил, что предыдущее повышение тарифа ОСАГО объясняли такими же причинами. «Но до сих пор о повышении выплат ничего никому не известно. Средние выплаты на сегодня равны 33 тысячам, хотя Центробанк заявлял о неком повышении на 41%, на 60% и даже на 100%. Я считаю — это грабеж автовладельцев. Страховщики сейчас не платят даже то, что должны. Наше предложение состоит в том, что обязательный платеж должен быть под контролем государства. Именно оно должно производить выплаты, а не страховщики, которые заинтересованы в безмерном повышении ОСАГО и их аппетиты растут в геометрической прогрессии. Мы считаем, что так продолжаться не может. Из-за повышения тарифов ОСАГО вырастет социальная напряженность, все остальное миф. Никаких рассчетов убедительных страховщики не предоставили. Правительство Российской Федерации регламентировало, что от 100% сборов страхователей — 77% должны идти на выплаты, 3% должны идти на погашение выплат разорившихся компаний и только 20% должны идти страховщикам. Они этого не выполняют», — пояснил Канаев.
Директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев в свою очередь считает, что рост тарифа по ОСАГО приведет к большей социальной защищенности людей. Он пояснил: «Несколько тысяч рублей, пусть даже раз в год, для автовладельцев многих регионов страны — совсем не то же самое, что, скажем, для жителей Нижнего Новгорода или Москвы. Где-то это может стать дополнительной, ощутимой проблемой. Но нельзя эти деньги вырывать из общего контекста. Именно в кризис важно застраховать свои риски максимально надежно, быть уверенным в стабильных выплатах на случай беды. Если материальное положение семьи ухудшается, то ДТП и последующая необходимость самостоятельного возмещения ущерба — еще большая трудность, которая заставить человека и вовсе отказаться от автомобиля. Я не экономист, а политолог, но все же склонен думать, что рост сбора премий должен привести к росту выплат. Поэтому рост тарифа, как бы странно это ни звучало, приведёт к росту социальной защищенности населения».
Страховщики в целом удовлетворены повышением тарифов. Так, первый заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин рассказал ИА REGNUM, что СОГАЗ частично доволен озвученными ЦБ цифрами. «Частичная удовлетворенность связана с тем, что этого повышения тарифов на фоне нововведений в закон об ОСАГО, с нашей точки зрения, по-прежнему будет недостаточно», — пояснил зампред правления СОГАЗ, добавив, что конструктивной позицией Центробанка, досконально разобравшегося в проблемах отрасли и в его кризисном сегменте, каковым является ОСАГО, — страховщики довольны.
«Мы считаем, что принимаемое решение является серьезным шагом вперед на пути к полному отказу от тарифного регулирования в страховании ОСАГО», — добавил Николай Галушин.
Он обратил внимание на то, что ОСАГО не защищает владельца авто. Этот вид страхования защищает третьих лиц, которые могут пострадать в результате ДТП. Сейчас конструкция ОСАГО в рамках закона — выплата возмещения по убытку третьего лица, которая осуществляется за минусом износа (предел 50%), то есть в полном объеме выплату возмещения получить нельзя. «Для того, чтобы институт автострахования был качественным, необходимо, чтобы граждане страховали и КАСКО, и ОСАГО. Сейчас же всего 10% транспортных средств в стране застрахованы по КАСКО. Увеличение числа застрахованных, страхование с франшизой, переход на системы ценообразования, которые привязаны к индивидуальным особенностям управления и эксплуатации транспортного средства, борьба с мошенничеством, повышение требовательности к страховым компаниям — эти факторы повысят качество автострахования в стране», — пояснил зампред председателя правления СОГАЗ.
Генеральный директор ОСАО «Ингосстрах» Михаил Волков заявил ИА REGNUM, что от решения Банка России о повышении базового тарифа по ОСАГО на 40% и установления тарифного коридора на уровне 20% зависела судьба не только ОСАГО или розничного страхования, но и будущее российского страхового рынка в целом. «Это решение позволит вернуть стабильность в действующую систему, которая находилась в глубоком кризисе. При этом система выйдет на качественно новый уровень развития с новыми расширенными лимитами покрытия и удобства для клиентов», — уточнил Волков. Он отметил, что актуарные расчеты предполагали необходимость даже несколько большего повышения тарифов, но при условии того, что ЦБ готов отслеживать динамику изменения убыточности и корректировать тарифы и в дальнейшем. На данном этапе, по мнению Михаила Волкова, озвученное решение позволит продолжать качественно работать финансово ответственным страховщикам.
«Важным моментом считаем решение о расширении тарифного коридора. Действующий ранее коридор в 5% не являлся достаточным для работы в нормальных рыночных условиях. Как мы понимаем — это очередной шаг в направлении озвученной ранее стратегии, которая в конечном итоге должна привести к полной либерализации тарифной системы в ОСАГО», — добавил Волков.
Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов обратил внимание, что в трети регионов страны ОСАГО приносит колоссальные убытки. «Надеемся, что решение регулятора поможет исправить ситуацию и обеспечит доступность автострахования в каждом субъекте страны», — подчеркнул депутат. Он также пояснил, что, по оценкам экспертов, экономистов и актуариев, повышение и должно было составить от 50 до 100%.
Директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников заявил ИА REGNUM, что даже при планируемом повышении останется ряд регионов, где ОСАГО будет проблемным. «Так, например, В Челябинске, с учетом всех планируемых изменений, ситуация все равно будет критической, то есть с комбинированным коэффициентом убыточности более 100%. Достаточно тяжелым останется положение в Волгограде», — пояснил он.
В целом Печников отметил, что предлагаемые изменения это сигнал, что страховщиков услышали: «Свободная тарификация — как возможность нормализации рынка обсуждается давно. Мы ее поддерживаем. Тарифный коридор, который существует сейчас — можно рассматривать как некий промежуточный этап. На какой срок хватит новых тарифов и когда стабилизируется рынок — покажет время, единственное, можно сказать, что запланированные изменения окажут рынку существенную поддержку».
Заместитель директора независимого актуарного информационно-аналитического центра Евгений Яненко объяснил, почему необходим ежегодный пересмотр тарифа. По его словам, это инфляционный вид страхования, зависящий от многих макроэкономических факторов. Если бы такие меры были приняты раньше, то, по мнению Евгения Яненко, кризиса в ОСАГО не случилось: «При проведении ежегодного мониторинга нужно смотреть не только на состояние этого рынка в целом, но и как ведет себя ОСАГО в различных сегментах. Нужна детализированная разбивка и минимум пять возрастных групп. Стоимость страховки должна больше зависеть от стажа водителя. В среднем, введение такой меры цену страховки не понизит, но для отдельных возрастных групп — возможно. Нужен пересмотр региональных коэффициентов, ведь есть такие регионы, в которых страховщики просто отказываются работать. Территориальная разбивка позволила бы сбалансировать риски и обеспечила бы постоянное присутствие ОСАГО в регионах».
Руководитель Гильдии актуариев Владимир Новиков убежден, что это повышение тарифа страховщики должны использовать как шанс повысить число справедливых выплат, улучшить качество работы. «Но для этого Банк России должен заверить страховщиков, что изменение тарифов примет регулярный характер — как минимум раз в год, и постепенно будет вводиться свободное ценообразование, с контролем нижней границы во избежание демпинга. Важно определить год планового введения свободного ценообразования, скажем, 2017. Именно с этого года заработает принципиально новая система отчётности страховщиков, их контроля. В противном случае я прогнозирую, что страховщики воспользуются этим повышением просто как латанием дыр, а интересы страхователей окажутся на втором плане», — резюмировал Новиков.
Напомним, что Центральный банк принял решение повысить тарифы ОСАГО. В среднем базовые тарифы ОСАГО повысятся минимум на 40%, при этом страховые компании вправе увеличить тарифы еще на 20%. Изменения коснутся и территориальных коэффициентов в 21 регионе: в 11 из них коэффициенты будут повышены, а в 10 — снижены. Это произойдет с 1 апреля, а с 16 апреля изменится методика расчета стоимости автозапчастей: выплаты по ним увеличатся в среднем на 20-25%. Максимальное подорожание базовых тарифов ОСАГО составит 60% вместо ранее предполагавшихся 30%.
Regnum