Ценовой спор страховщиков и авторемонтников будет решен их клиентами

Финансовый кризис, падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам и остановка банками потребительского кредитования предопределили жесткость ведения спора о ценах автостраховщиков и авторемонтников в 2009 году. От этого противостояния российские застрахованные по каско автовладельцы в целом только выиграют. Для остальных водителей – стоимость авторемонта будет расти, пока не упрется в потолок платежеспособного спроса.
Средняя цена запчастей на импортные автомобили с начала этого года уже увеличилась на 30–40%, стоимость нормочаса на СТОА к концу весны, по мнению экспертов, скорее всего «рванет» на ту же дистанцию. Для автостраховщиков, получивших на год вперед премии по автокаско в рублях, это означает резкий рост убыточности по действующим договорам страхования автомобилей и заставляет их задуматься о повышении тарифов по автокаско.

Ожесточенное партнерство

Этот год станет испытанием и для страховщиков, и для руководства автосервисов, зажатых в тиски кризисных реалий. По рынку уже идут разговоры о переходе автосервисов на расчеты с привязкой к доллару при определении стоимости нормочаса.
«Разброс средней стоимости нормочаса в крупных дилерских центрах достигал целого порядка в 2008 году. В дальних, областных сервисах его средняя стоимость могла составлять порядка 300 рублей, в крупных дилерских СТОА, где работы осуществляются комплексно, доходила до 2,4 тыс. и даже до 3 тыс. рублей», – рассказал агентству «Интерфакс-АФИ» представитель сервиса в Жуковском.
Теперь представим, что стоимость работ будет привязана к «плавающему» курсу доллара, то есть начнет меняться в зависимости от его колебаний к российскому рублю.
По мнению собеседника «Интерфакс-АФИ», с учетом индексации по доллару средние цены на нормочас соответственно должны увеличиться от 420 рублей до 3,6 тыс. рублей и даже до 4,2 тыс. рублей. Источник отметил также, что кризисное перераспределение клиентов в пользу более дешевых СТОА заставило ряд дорогих и крупных дилерских сервисов сокращать персонал.
При этом он подтвердил информацию агентства, что российские автостраховщики вступили в жесткую схватку с автосервисами ради снижения расценок на услуги ремонтников. Остановка продаж автомобилей по банковским кредитам в результате усиливает роль автостраховщиков как поставщиков ремонтных потоков.
У ремонтников – своя правда. Они полагают, что требования о снижении расценок, выдвигаемые страховщиками, несправедливы. «Эти «наивные» люди хотят пересмотреть условия договора с сервисами так, чтобы те пошли на составление калькуляции с учетом отпускной цены на запчасти автомобиля. Все магазины при сервисах работают от маржи, полученной на продажах деталей. От этого зависят заработки людей, зарплаты которых смехотворны и составляют примерно 10 тыс. рублей в месяц», – прокомментировал ход переговоров представитель одного из автосервисов.
«Честно говоря, порой мы просто ненавидим страховщиков: денег они норовят заплатить поменьше, а требования к ремонтникам выставляют колоссальные», – заявил он.
Участь всех страховщиков мира – быть буфером между клиентом и сервисменами. Конечно, ремонтникам не нравится внимание страховщиков. «Дай им волю – они клиента разуют», – ворчат страховщики. Но именно эта незавидная роль администратора-контролера позволяет как-то сдерживать рост стоимости услуг СТОА для застрахованных. Если автостраховщики полностью сдадутся, цены на полисы автокаско мощно пойдут вверх вслед за ценой восстановительного ремонта. Не исключено возвращение практики индексации цены полиса автокаско по доллару.
«Стоимость запасных частей для автомобилей иностранного производства связана с ростом курса валюты и колебаниями цен иностранных производителей и поставщиков, строить прогнозы достаточно трудно, – отметил заместитель руководителя департамента автострахования Росгосстраха Павел Бородин. Говоря о рынке автоуслуг в целом, он считает, что необоснованно завышенные дилерами цены на услуги по ремонту, обслуживанию ряда марок легковых автомобилей, массово продаваемых последние 2–3 года, будут скорректированы для сохранения клиентского потока.
С одной стороны, стоимость ремонта у официальных автодилеров может немного снизиться, потому что иначе произойдет отток клиентов в сторону неавторизованных сервисных центров, либо может быть сделана ставка на повышение качества обслуживания при сохранении стоимости, считает заместитель директора департамента комплексных продаж СК «ВТБ Страхование» Михаил Карпов.
С другой стороны – из-за снижения количества выпускаемых автомобилей и увеличения таможенных пошлин стоимость оригинальных запасных частей, скорее всего, возрастет, заключает он.

Менять ли коней на переправе?

Страховщики и ремонтники в принципе обречены на сотрудничество, но пересмотр списка «товарищей-партнеров» в условиях кризиса более чем вероятен.
«При любом раскладе автодилеры являются важнейшими партнерами страховщиков. Это взаимовыгодное сотрудничество, – отмечает директор департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. – Если отношения между партнерами будут строиться не на сиюминутной выгоде, а на стратегических интересах, то выиграют все, в первую очередь – общие клиенты».
Дилер в настоящий момент также заинтересован в надежном партнере, который обеспечит ремонтный поток и будет вовремя платить, как и страховщик заинтересован в том, чтобы дилер осуществил качественно и по оптимальной цене восстановление транспортных средств, попавших в аварию.
Заместитель директора департамента комплексных продаж СК «ВТБ Страхование» Михаил Карпов пояснил, что «список центров техобслуживания постоянно расширяется». «Возможно, с некоторыми СТОА мы будем пересматривать взаимоотношения. С 2009 года у многих автопроизводителей идет сокращение объемов и повышение цен. В нашей компании продажи через автодилеров являются еще сравнительно новым направлением, и этот сегмент сейчас активно растет, но, полагаю, что в целом по рынку объемы сотрудничества страховщиков и автодилеров будут снижаться. Причина – высокая стоимость кредита и сокращение количества кредитных автомобилей в условиях кризиса. Все это приведет к росту конкуренции между страховыми компаниями», – полагает он.
«Списки техцентров-партнеров пересматриваются и уточняются ежемесячно, в том числе и для того, чтобы обеспечить конкурентоспособные тарифы по автострахованию, продолжает заместитель генерального директора СК «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.
Глава дирекции по страхованию автомобильного бизнеса ЗАО «ГУТА-Страхование» Григорий Игнатенко заявил агентству, что основной список партнерских СТОА не пересматривается: «Гарантийные автомобили как ремонтировались на СТОА официальных дилеров-партнеров, так и продолжают там ремонтироваться», – сообщил он. Тем не менее он признал, что отношения с автодилерами действительно меняются. «Количество страховщиков-партнеров в автосалонах сокращается. Поэтому можно ожидать ряда уступок со стороны дилеров, которые ранее могли диктовать свои условия страховщикам. «Вместе с тем многие сервисные центры уже повышают стоимость ремонтных работ и деталей. Я думаю, что цены у большинства партнеров в первой половине 2009 года будут расти», – считает Г.Игнатенко.
РОСНО сотрудничает примерно с 250 СТОА в Москве и с несколькими сотнями в регионах, сообщили в компании. В том числе почти со всеми официальными дилерами в Москве и с большинством на территории РФ. «Мы, конечно, постоянно ведем переговоры со СТОА, и список корректируется. «Однако в условиях кризиса некоторые СТОА не только не снижают, но и пытаются повышать расценки. Наиболее экономичным решением для клиента может быть получение выплаты деньгами и выбор лучшего ценового предложения по ремонту», – размышляет директор центра андеррайтинга и управления новыми продуктами для физических лиц и малого бизнеса РОСНО Александр Гурдус. Он надеется, что аппетиты дилеров в условиях кризиса оптимизируются, акцент сместится в сторону создания привлекательности предложения для клиента, появятся более интересные совместные программы.
«Сейчас финансовое состояние автодилеров вызывает обеспокоенность, поскольку многие из них активно использовали кредитные ресурсы и сейчас столкнулись со сложностями в финансировании», – поделилась своими размышлениями директор дирекции развития страхования СК «МАКС» Светлана Гусар.
«Кто-то увеличивает стоимость работ при обслуживании клиентов, что не может не отразиться на стоимости полисов автокаско. Страховщики предпринимают усилия для сдерживания цен, понимая, что удорожание стоимости нормочаса и автозапчастей на конкретную модель повлечет за собой увеличение стоимости страховки – это оттолкнет клиентов от выбора конкретной марки авто», – считает она.
«Предположу, что в ситуации, когда многие производители приостанавливают выпуск авто из-за снижения покупательской способности, автозапчасти дорожают, спрос на услуги автодилеров стремительно снижается, произойдет пересмотр политики их взаимоотношений со страховыми компаниями. Не секрет, что именно страховщики обеспечивают автодилерам до 80% загруженности сервиса. Надеюсь, что в этой ситуации изменится стратегия взаимоотношений автодилеров и страховщиков: они перейдут от потребительских – к партнерским», – выразила надежду специалист.

Пикирующий тариф

Острый дефицит ликвидности и обострение конкурентной борьбы заставили ряд российских автостраховщиков пойти на рискованный шаг. Они определили свой запас прочности, обеспеченный эпохой процветания, и решились на снижение тарифов автокаско. Этот шаг должен был по замыслу авторов продемонстрировать конкурентные преимущества и привлечь к компаниям тех, для кого низкая цена является определяющим фактором при выборе страховщика. Оживление входящих денежных потоков с ростом клиентской базы, согласно такой стратегии, призвано оживить сужающуюся ликвидность компаний. Однако успешная реализация такой стратегии требует от актуариев хирургически точного статрасчета выборки по модельному ряду, по ценовым параметрам, прогнозу поведения убыточности.
В этой неоднозначной ситуации РОСНО выбрало марки и модели машин, на которые будут снижены тарифы в 2009 году. Пересмотрены поправочные коэффициенты за стаж/возраст: для опытных водителей скидки станут еще больше, а страхование дешевле.
«Кроме того, мы работаем над созданием эконом-предложений, ориентированных на владельцев подержанных недорогих транспортных средств. Компания по-прежнему будет придерживаться тарифной политики, основанной на реальной статистике», – отметил А.Гурдус. «В ситуации кризиса клиенты отдают предпочтение сильным игрокам», – отмечает он, добавляя, что поэтому пока оттока клиентов не наблюдается. РОСНО ориентируется на 20% роста рынка автокаско, отметил представитель компании.
Вместе с тем директор департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев более скептичен. «Рост рынка автокаско планируют недальновидные аналитики», – говорит он. По его мнению, самым оптимистическим сценарием является сохранение сборов на уровне текущего года, по пессимистическому сценарию падение продаж составит 50%.
Впрочем, как и РОСНО, «Ингосстрах» в конце прошлого года на фоне развивающегося кризиса позволил себе значительное снижение тарифов по целому ряду автомобилей.
Самый крупный игрок на рынке автострахования, группа «Росгосстрах», делает взвешенный объективный прогноз роста объемов страховых премий в следующем году. «Темпы роста, установленные финансовым планом компании на 2009 год, достаточно оптимистичны, – сказал П.Бородин. – Они отражают оценку потенциала регионов, произошедшие на рынке изменения, как в кредитовании, так и в розничных продажах новых и подержанных автомобилей, прогнозы по возобновлениям договоров страхования и предположения по развитию ситуации на рынке в 2009 году».
Заместитель генерального директора СК «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов отметил, что «помимо стандартной корректировки тарифов в зависимости от убыточности по тем или иным моделям автомобилей (компания располагает возможностью вести постоянный мониторинг убыточности по всему своему портфелю), с начала 2009 года тарифы корректируются с учетом резкого изменения курса рубля. В дальнейшем «РЕСО-Гарантия» планирует оперативно корректировать тарифы в случае резкого колебания курсов валют.

Обгон по встречной

Возможно, грандам страхового рынка, возможности которых позволяют точно определить параметры снижения тарифов, замысел удастся. Беда в том, что для неловких подражателей последствия могут оказаться роковыми – небольшие автостраховщики, увлеченные демпингом, могут закончить жизнь самоубийством в тисках кризиса. Кроме того, такое поведение может свидетельствовать о скрытой агонии компании. Как неоднократно показывала практика, недобросовестные страховщики готовы набирать портфель договоров по автокаско по самой низкой цене, переплачивать комиссии посредникам в продажах безо всякого намерения осуществлять выплаты.
На косвенные признаки превращения развивающегося демпинга в автостраховании в кризис указал представитель Росгосстраха, хотя его портфель по автострахованию оставался относительно стабильным в кризисные месяцы прошлого года.
Как сообщил П.Бородин, итоги октября-ноября показали небольшой спад продаж. Одной из наиболее существенных причин этого он считает резкое снижение тарифов рядом страховых компаний в регионах. «Рынки Москвы и Санкт-Петербурга не испытали серьезных изменений в тарифообразовании в этот период», – отметил он.
Между тем клиентам автостраховщиков придется в ближайшие годы отучаться от легкомыслия при выборе поставщика страховых услуг. Клиенты по добровольным видам страхования сегодня как никогда раньше должны понимать, что сомнительные бренды и скрытые проблемы небольших компаний могут сулить им 100% невыплаты. И это в пору, когда эксперты прогнозируют уход с рынка сотен российских страховых компаний.
Если пострадавший от застрахованного по ОСАГО обнаружит, что страховщик виновной стороны платить не может, ему остается дорога к гарантийному фонду РСА. Водителю же с добровольным полисом автокаско приходится куда труднее. Пока законодательство о банкротстве страховщиков настолько дырявое, что никто – ни частные клиенты, ни государство, ни кредиторы – юридические лица (в том числе РСА) – не имеют шансов вернуть себе ни копейки в ходе банкротства.
Не исключено, что понимание остроты ситуации побудило Росстрахнадзор провести опрос страховщиков для выявления величины применяемых по автокаско тарифов. Об этом сообщил глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев. По его мнению, демпинг в автокаско в сложившихся условиях смерти подобен.
Самой большой проблемой для страхового рынка в условиях кризиса может оказаться недобросовестное поведение ряда страховщиков, которые тормозят выплаты, чтобы выиграть время, или урезают их с целью экономии, заявил глава ФССН. По его словам, в надзор стали поступать сигналы о введении в ряде компаний «норматива выплат». «Согласно полученным нами данным, некоторые компании, к примеру, предлагают в случае полной гибели автомобиля выплату, которая не превышает 30% стоимости машины. Клиенту предстоит выбрать: получить денег, сколько дают, или вообще ничего не получить. Такую практику надо пресекать в корне», – считает И.Ломакин Румянцев.
Справедливости ради следует отметить, что, по данным надзора, число компаний с долей договоров автострахования в общем портфеле свыше 50% плавно снижается, российский корабль страхования предпринимает усилия, чтобы обогнуть опасный риф «монокультурного» развития бизнеса. Добавим к этому тотально убыточные договоры ОСАГО на 30 территориях РФ, перспективы введения порядка прямого урегулирования в ОСАГО, следом – непрогнозируемый рост убыточности. Еще одной тенденцией года, прямо связанной с экономикой автострахования, становится ужесточение дисциплины выплат во всех компаниях.
В условиях кризиса, убежден И.Ломакин-Румянцев, страховой рынок является гарантом сохранения доверия на финансовом рынке РФ.
«Страховщик должен быть, как жена Цезаря – вне подозрений. Кризис завершится, но в условиях потери доверия клиентов бизнес развивать окажется невозможно», – полагает глава ФССН. Он добавил, что «пока ничто не указывает на катастрофичное положение дел в российском страховом сегменте, вызванное кризисом». Так, в августе-ноябре прошлого года активы 16 ведущих страховщиков РФ, на долю которых приходится 50% сборов рынка, сокращались ежемесячно на 1,3–4%.
«Если выбирать из двух зол, для рынка предпочтительнее пережить большое число банкротств слабых страховых компаний, чем всему сегменту потерять репутацию платежеспособного из-за желания его игроков сокращать выплаты клиентам любой ценой», – убежден глава Росстрахнадзора.
Говоря о случаях недопустимого поведения страховщика, он привел пример, когда компания ищет повод уклониться от выплаты клиенту после того, как она сама и суд признали случай страховым.

Парк застрахованных автомобилей в РФ становится меньше

По предварительным оценкам экспертов страхового рынка, стоимость автомобилей некоторых марок выросла с января 2009 года на 10–15%. Это касается таких брендов, как Volvo, GM, Huyndai, Subaru, Ford и ряда других.
Как сообщил «Интерфаксу» гендиректор ООО «Пежо Ситроен Рус» Жан-Батист Тома, с учетом девальвации рубля подорожание на автомобили компании составит с конца 2008 года порядка 30–35%. Если вспомнить об увеличении в начале года пошлины на машины, ввозимые на территорию РФ, – рост получится еще более значимым.
«В соответствии с политикой российского правительства запланирован рост цен на иномарки практически во всех ценовых категориях», – заявил агентству М.Карпов из «ВТБ Страхования». По его мнению, такие производители, как BMW, Audi, Lexus в условиях кризиса просто сократят свое производство, а китайские автомобили, скорее всего, будут вытеснены с российского рынка.
В то же время, напоминает М.Карпов, прошлый кризис вызвал рост отечественного производства, т.к. отечественные машины упали в цене, что и спровоцировало всплеск покупательной активности населения.
«Для автодилеров этот год станет наиболее тяжелым, – считает заместитель генерального директора по автострахованию компании «Русский мир» Андрей Знаменский. – Каковы будут их действия, направленные на выживание в условиях кризиса, пока предположить сложно. Я не уверен, что автопроизводителям удастся значительно снизить себестоимость производства автомобилей, а значит, потребители не получат относительно дешевые машины. Снизят ли свои аппетиты дилеры – вопрос еще более сомнительный. Скорее всего, для определенной части населения новый автомобиль снова из средства передвижения превратится в непозволительную роскошь», – считает он.
По его мнению, снижение стоимости может произойти только в случае повышения конкуренции: если потребители будут в массовом порядке отказываться от услуг дилера и идти на более дешевые станции.
А.Знаменский, наблюдая за поведением клиентов в кризисный период, отметил сокращение страхуемого парка. «У нас нет оснований говорить об оттоке клиентов в автостраховании. С большим основанием следует говорить о сокращении количества застрахованных машин», – уточнил он.
По его мнению, клиенты продают вторые автомобили в семье и пока ничего не покупают взамен. Это особенно заметно при расторжении договоров – раньше почти все страхователи при расторжении договора переводили остаток средств на новый договор (на новую машину), теперь же основная масса получает остаток денег наличными», – пояснил представитель «Русского мира».
«Надеемся, что нашей компании удастся избежать падения объемов по каско. В целом по рынку сокращение практически неизбежно – предполагаем снижение сборов минимум на 5%», прогнозирует Г.Игнатенко из СК «ГУТА-Страхование». Это связано с сокращением числа автомобилей в кредит, так как большинство банков закрыли программы автокредитования, пояснил представитель СК. Продолжившие выдачу кредитов банки подняли ставки и ужесточили требования к заемщикам.
«Заемщики предпочтут переждать 1,5–2 года, чтобы затем приобрести автомобиль в кредит на более выгодных условиях», – думает специалист. По его прогнозам, в 2009 году количество продаж автомобилей в РФ сократится на 40%. «Мы со своей стороны рассчитываем сохранить сбалансированный страховой портфель договоров автокаско и если не повысить долю сборов по данному виду страхования, то сохранить ее на уровне прежних лет», – отметил он.

Страховщики попытаются сделать клиентов соучастниками

На пожелания клиентов снизить цены полиса автокаско страховые компании все чаще отвечают франшизой, то есть предложением в минимальном размере соучастия в выплатах.
С.Гусар из СК «МАКС» говорит: «Новые продукты по автокаско в МАКСе будут выходить ежеквартально». Учитывая общую тенденцию рационального использования финансовых ресурсов, эксперты компании прогнозируют востребованность продуктов автострахования эконом-класса, которые гарантируют страхователю защиту от крупных финансовых потерь, позволяя существенно сэкономить при заключении договора.
По ее мнению, в автостраховании будут наиболее популярны продукты, предоставляющие клиенту право выбора тех условий возмещения, которые он считает оптимальными.
«В последнем квартале 2008 года наша компания запустила новый продукт с франшизой – программу «МАКС-особый», покрывающую риски «полная гибель» и «хищение», – сообщила она. Однако С.Гусар вынуждена признать: «Продукты с франшизой отпугивают потребителей, потребуется активная работа страховщиков, направленная на разъяснение всех преимуществ и особенностей договора страхования с франшизой».
Глава дирекции по страхованию автомобильного бизнеса ЗАО «ГУТА-Страхование» Григорий Игнатенко также заявил о планировании выпуска продуктов с франшизой в автостраховании.
В «Русском мире» к перспективе продаж с франшизой относятся с большой надеждой. «Сегодня люди начинают считать свои деньги и сокращать расходы. Еще вчера слово «франшиза» было чуть ли не ругательством, в 2009 году многие придут к осознанию того, что франшиза – это реальный инструмент экономии собственных затрат, широко распространенный во всем мире. Кроме использования франшизы мы готовим и другие предложения для клиентов, которые позволят снизить цену страховки без значительного ухудшения качества продукта», – поделился планами А.Знаменский.
«Страховой продукт Росгосстраха по добровольному автострахованию содержит предложение по применению франшизы при заключении договора страхования, включать франшизу в договор или нет, определяет сам страхователь», – рассказал П.Бородин из Росгосстраха. «Выбрав франшизу, клиент получает дополнительный понижающий коэффициент. Ряд условий страхования предполагает использование франшизы для молодых водителей в случае ДТП, при допуске их к управлению», – пояснил он.
Еще один резерв экономии – сокращение численности персонала – автостраховщики использовать в этом году вряд ли смогут, поскольку введение в марте порядка прямого урегулирования убытков сулит дополнительные объемы работы.
«ВТБ Страхование» планирует удержать всех лояльных и квалифицированных сотрудников, то есть не планируется ни «антикризисных» сокращений персонала, ни снижения фиксированной части дохода сотрудников, сообщили в компании.
В «РЕСО-Гарантии» агентству объяснили, что не будут «сокращать персонал подразделений, обслуживающих клиентов по автострахованию, в том числе и потому, что после 1 марта прогнозируется существенное увеличение обращений по страховым случаям».
«Все будет зависеть от того, насколько просядет рынок автострахования и удастся ли компании сохранить необходимые объемы операций. Сегодняшняя загрузка сотрудников не предполагает сокращения их числа», – продолжили разговор в «Русском мире». А в РОСНО вообще заявили, что не видят необходимости в сокращении штата подразделений автострахования, поскольку объем бизнеса растет.

Финмаркет

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page