Новое сообщение – Сроки распространения некоторых норм закона об ОСГОП на такси могут быть увязаны с запуском коротких полисов ОСАГО – глава РСА
По его словам, транспортники таким условием считают «принятие поправок в закон об ОСАГО, которые позволят ввести короткий полис «автогражданки» со сроком действия до 1 месяца (законопроект находится на рассмотрении Госдумы - ИФ)». Без короткого полиса, полагают представители транспортной отрасли, финансовая нагрузка на перевозчиков значительно возрастет, поскольку перевозчикам такси потребуется приобретать страховую защиту для пассажиров по закону об обязательном страховании ответственности перевозчиков (ОСГОП), а также оформлять полис ОСАГО. При этом стоимость полиса ОСАГО для водителей такси уже сегодня значительно выше, чем для простого водителя-физлица. По статистике, приведенной ЦБ, количество страховых событий в рамках ОСАГО с участием водителей такси в 7 раз выше, чем в группе водителей-физлиц, из-за интенсивного использования транспорта. Нормы закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (№ 67-ФЗ) действуют в РФ с 2012 года. Они распространяются на все виды перевозок, кроме метрополитена и такси (перевозчиков метрополитеном закон освобождает от страхования, но принуждает к выплатам по установленным тем же законом лимитам - ИФ). Выплаты пассажирам такси за ущерб жизни и здоровью до сих пор рассчитываются по закону об ОСАГО и осуществляются в пределах лимитов, которые в 4 раза меньше, чем на иных видах транспорта, что ставит пассажиров этого дорогостоящего вида перевозок в неравное положение по сравнению с другими пассажирами. Поправки в новый закон Президент РФ 24 июня 2023 года подписал закон, который, соответственно, был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации и который позволит с 1 сентября 2024 года увеличить размер страховых выплат пассажирам легковых такси до 2 млн рублей. На всех этапах обсуждения законопроекта представители транспортной отрасли настаивали на более поздних сроках введения нормы о распространении на такси положений закона об ОСГОП - предлагалась дата с 1 сентября 2025 года, таковой же была позиция Минтранса РФ. Через неделю после официального опубликования закона группа депутатов Госдумы внесла новый законопроект с поправками в только что принятый - «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Как пояснили «Интерфаксу» в НССО, «новый законопроект не затрагивает вступление в силу требований закона № 67-ФЗ. Таким образом, обязанность заключить договор ОСГОП у перевозчиков такси возникнет с 1 сентября 2024 года. Законопроект, который сейчас активно обсуждается, смягчает требования к перевозчику при получении разрешений на перевозку (переносит еще на год проверку наличия полисов страхования ОСГОП и ОСАГО до 2025 года), а также переносит вступление в силу нормы, которая определяет ответственность перевозчиков и служб заказов легковых такси перед пассажирами». По мнению Уфимцева, «перенос этих сроков негативно отразится на охвате парка легковых такси обязательными видами страхования и приведет к существенному ухудшению социальной защищенности пассажиров в случае причинения им вреда при перевозках такси». Комментируя «Интерфаксу» появление законопроекта с поправками в только что принятый закон, глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сказал: «Мне не нравится, что появилась инициатива о переносе сроков вступления в силу положений закона. Но теоретически это возможно. Лучше было бы собраться представителям страховых союзов, объединений автолюбителей, представителям Минтранса РФ и Банка России, определить тарифную политику, здесь требуется больше организационная работа». В свою очередь Уфимцев отметил, что увязка двух законодательных инициатив - распространение норм закона об ОСГОП на перевозчиков, а также принятие поправок о коротких полисах ОСАГО, которые ждут перевозчики такси, - не случайна. Такие договоренности предварительно были достигнуты в ходе обсуждений ранее. «Короткие полисы ОСАГО востребованы перевозчиками такси в силу особенностей их деятельности - неравномерной занятости. В ряде случаев водителям такси, которые могут работать 2 месяца, а затем сделать перерыв в работе, удобнее купить несколько коротких полисов ОСАГО в течение года, нежели приобретать один полис сроком на год. Даже с учетом того, что короткие месячные полисы ОСАГО по цене будут дороже, чем 1/12 годового полиса ОСАГО, перевозчикам такси короткие полисы более удобны. Об этом они заявляли неоднократно в ходе консультаций. РСА поддерживает поправки в закон об ОСАГО о внедрении коротких полисов», - сказал Уфимцев. Годовые сборы по ОСГОП для такси оцениваются в 1,3-1,8 млрд рублей Таким образом, пока срок распространения защиты по закону об ОСГОП на пассажиров такси остается по закону с 1 сентября 2024 года. К моменту вступления в силу этого положения Банк России должен будет утвердить указание по тарифам ОСГОП, содержащее тарифы для такси. В соответствии с принятым законом, перевозчики легковыми такси, которые начнут работать после 1 сентября 2024 года при получении разрешения на осуществление деятельности, должны будут предъявить полис ОСГОП, отметил Уфимцев. «Перевозчики, у которых на 1 сентября 2024 года уже будет действующее разрешение на осуществление деятельности по перевозке легковыми такси, должны будут заключить договор ОСГОП в течение 60 дней со дня вступления закона в силу, то есть до 30 октября 2024 года», - пояснил глава РСА. Сейчас перевозками такси, в соответствии с действующим законодательством, могут заниматься юрлица и индивидуальные предприниматели. Менее чем через пару месяцев (с 1 сентября 2023 года) вступят в силу законодательные изменения в регулировании деятельности перевозчиков легковыми такси, и возможность работать в сфере перевозок такси появится у самозанятых. У перевозчиков будет год на адаптацию к новым условиям, и за это время страховщики, регуляторы и ведомства подготовятся к вступлению в силу требований по страхованию ОСГОП для такси. «Необходимо будет внести дополнения в нормативные документы, Банку России - определить тарифы для перевозчиков такси, страховщикам - доработать правила страхования и правила профессиональной деятельности. К этому времени должны быть созданы и наполнены реестры разрешений на осуществление деятельности, предусмотренные законом о такси (№ 580-ФЗ). Отсрочка вступления в силу изменений по закону об ОСГОП дает достаточно времени для решения всех перечисленных задач», - убежден Уфимцев. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) проводил экспертную оценку возможной стоимости полиса ОСГОП для такси, была проанализирована текущая статистика ОСАГО. «По предварительным расчетам ВСС, средняя стоимость страховки по ОСГОП может составить примерно 2600 руб. на одно транспортное средство. Рынок такси (в РФ - прим. ИФ) оценивается в 500-700 тыс. транспортных средств. Таким образом, общие сборы по страхованию ответственности перевозчиков такси могут составить от 1,3 млрд до 1,8 млрд рублей», - привел данные Уфимцев. При этом нужно помнить, что в соответствии со структурой тарифа сборы обусловлены величиной выплат, а требования по выплатам в ОСГОП и ОСАГО различаются. «По условиям ОСАГО, выплата учитывается по полису виновника, а в ОСГОП выплата за вред пассажиру производится вне зависимости от вины и учитывается по полису перевозчика, что упрощает процесс получения возмещения потерпевшему, но увеличивает объем выплат по полису перевозчика. Кроме того, лимиты выплат по жизни и здоровью в ОСГОП в 4 раза выше, чем в ОСАГО, а значит, и сумма выплат потерпевшим будет больше», - пояснил глава РСА. insur-info.ru