ОСАГО рискует потерять территории. Минфин сомневается в базовом коэффициенте автогражданки
Сегодня Минфин планирует обсудить с участниками рынка корректировку одного из основных коэффициентов в ОСАГО — КТ. Как сообщила «Ъ» заместитель главы департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, «это самый проблемный коэффициент в ОСАГО, и менять его однозначно нужно». По ее словам, проблему «несбалансированности» КТ, который не отражает реальную аварийность на конкретной территории, Минфин оценивает как более масштабную, чем необходимость разбираться с коэффициентом мощности автомобиля. Напомним, механизм привязки стоимости полиса к мощности автомобиля, по мнению Минфина, также требует корректировки (см. »Ъ» от 23 августа). «Мощность можно заменить массой транспортного средства»,— рассуждает Вера Балакирева в беседе с «Ъ». «Для КТ мы предварительно моделировали ситуацию, при которой территориальный коэффициент исчезает. И даже в этом случае, на наш взгляд, не последует серьезных изменений с точки зрения исполнения страховщиками своих обязательств по ОСАГО»,— говорит госпожа Балакирева. Напомним, КТ — это один из восьми коэффициентов, которые учитываются при выставлении цены ОСАГО. В зависимости от территории он составляет от 0,6 (Крым, Чеченская Республика и пр.) до 2,1 (например, Мурманск и Челябинск и др.). Страховое лобби отчаянно борется за сохранение территориальной привязки стоимости полиса, ссылаясь на данные РСА о том, что средняя выплата по ОСАГО в пяти регионах РФ уже превышает 100 тыс. руб., а уровень выплат на отдельных местах — 170% от сборов. По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, к таким регионам относятся Адыгея, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Ингушетия и Ростовская область. В целом по РФ средняя выплата по ОСАГО за этот период составила чуть более 68 тыс. руб., как и средняя выплата по каско. «Цифры наглядно показывают, что уровень убыточности зависит от территории преимущественного использования транспортных средств. Поэтому звучащие предложения об отмене регионального коэффициента нельзя считать сбалансированными»,— говорит господин Уфимцев. По его подсчетам, в настоящее время в 50 субъектах РФ ОСАГО является нерентабельным для страховщиков, и примерно 30 субъектов РФ компенсируют убыточность ОСАГО у компаний. Союз готовит страновой рейтинг выплат по автогражданке, где будут учитываться частота страховых случаев, количество судебных дел и ряд других параметров. «И по тем территориям, где местными властями не ведется борьба с мошенничеством, мы планируем обратиться в ЦБ за пересмотром КТ»,— обещает Евгений Уфимцев. По статистике РСА, большую часть выплат в проблемных регионах получают автоюристы, а не автовладельцы. «Мы видим бездействие региональных властей, когда работа автоюристов выходит за грань правового поля»,— сетует он. В свою очередь, автоюристы считают, что действующие коэффициенты направлены исключительно на извлечение прибыли страховщиками, а не на справедливый расчет тарифа. Так полагает гендиректор «Главстрахконтроля» Николай Тюрников. «Это самый простой способ манипулировать ценой,— рассуждает он,— территориальные коэффициенты уже менялись два раза и приносили страховщиками от 5 млрд до 10 млрд руб. дополнительных сборов. Опасность манипулированием КТ в том, что повышение цены ОСАГО остается незаметным для широкой общественности». Тем не менее, по его словам, отказываться от КТ совсем не стоит. «Такой коэффициент должен оставаться в расчетах,— говорит юрист,— но он требует корректировки. Например, автомобилисты Москвы и Санкт-Петербурга существенно переплачивают за ОСАГО (КТ в этих городах составляет 2 и 1,8 соответственно.— «Ъ»)». Коммерсантъ