Страховка в розницу

Самый перспективный сегмент страхового рынка до кризиса – страховая розница – превратилась сегодня из лидера роста в лидера падения, став источником проблем для страховщиков. На то, чтобы восстановиться и тем более стать рентабельной, ей понадобится не один год.

Ни культуры, ни денег
За последние два года существенно изменились причины отказа от страхования. Если раньше треть населения не покупала полис просто потому, что не хватало денег, еще одна треть не видела смысла в этом приобретении, а остальные были уверены в невыгодности страхования, то теперь к этому добавилось еще и недоверие к страховщикам. Об этом говорят результаты социальных исследований. Компании же добавляют к причинам низкой страховой активности «непросвещенность» людей.
«Факторов, безусловно, несколько, – говорит президент ЗАО «Объединенная страховая компания» Андрей Раздьяконов, – но основным я считаю недостаточную информированность потребителей о страховании, низкую страховую культуру. Отсюда и недоверие к страховым компаниям, и непонимание смысла в приобретении страховки. Хотя на самом деле страховой бизнес в России очень строго контролируется, а страховка – самый простой и дешевый способ финансовой защиты своих имущественных интересов».
Безусловно, признают профучастники, решающим остается материальный фактор. Но вопрос нужно рассматривать глубже. Естественно, отсутствие свободных средств не позволяет рассматривать услугу, предоставляемую страховщиками, как «продукт ежедневного потребления». «Невыгодность страхования» и восприятие страхования как продукта второстепенной значимости имеют все ту же природу – низкий уровень страховой культуры. А «невыгодность» – спорная формулировка. Ведь клиент, приобретя полис страхования, например, каско, и даже один раз повредив транспортное средство, не задается вопросами, во сколько обошелся ремонт его машины и сколько дополнительных расходов понес страховщик. В Америке, к примеру, страхуются 95% всех сделок с недвижимостью, в России – не более 5%. Как видно, менталитет, отсутствие традиций сказываются на развитии рынка напрямую.

Сегменты для страховщиков
По прогнозам экспертов, в 2010–2011 годах произойдет рост сегментации розничных страховщиков на переживших кризис и аутсайдеров. Финансовые показатели первой группы улучшатся: снизится их доля расходов на ведение дела, убыточность-нетто, повысится рентабельность активов. У второй группы рост комбинированного коэффициента убыточности-нетто лишь усилится, компании будут нести убытки и либо разорятся, либо будут куплены за бесценок финансово устойчивыми страховщиками из первой группы.
«Именно к этому изменится ситуация на страховом рынке в 2011 году, – считает руководитель направления региональных продаж компании «АльфаСтрахование» Наталья Нехорошева. – Он возвращается к нормальному развитию. И страховщики, которые пережили кризис, смогут с удвоенной силой вводить инновации, новые проекты, повышать эффективность и профессионализм своих продавцов, при этом увеличивая долю рынка. Вторые, в свою очередь, будут брать сегменты рынка, которые нацелены только на материальный фактор, понижая свою рентабельность».
Прогнозы, сходятся во мнении игроки, оправданы. В 2010 году существенно перераспределились причины выбора страховщика: если ранее решающим фактором была цена, то сегодня клиенты в первую очередь руководствуются статусом страховщика и рекомендациями друзей и знакомых.
«Крупные страховщики имеют более высокую узнаваемость бренда, их репутация меньше всего пострадала в период кризиса, – поясняет начальник отдела маркетинга департамента маркетинга и развития ОСАО «Россия» Мария Гуляева. – Прежде всего это обусловлено диверсифицированным портфелем, продуманной тарифной политикой и наличием весомой доли корпоративных договоров в портфеле. Более мелкие операторы рынка сейчас, на фоне сокращения количества договоров, просто вынуждены использовать в своей работе различные методы недобросовестной конкуренции и работать по модели cash flow (максимального использования денежного потока. – Прим. ред.). Это приводит к снижению платежеспособности и достаточно часто становится причиной их банкротства, что в свою очередь подрывает доверие населения к таким компаниям».
Относительно сделок по приобретению одних, менее устойчивых компаний, другими – крупными и относительно стабильными – такие варианты возможны. Но они не будут носить массовый характер, считает Гуляева. При подобных сделках компании теряют часть клиентов, а от ответственности по ранее заключенным договорам страховщик не освобождается. Более того, продаваемые мелкие компании имеют неликвидный бизнес, с заведомо убыточным портфелем, что не представляет особого интереса для нового собственника. Хотя исключения и встречаются, иногда крупному страховщику интересен бизнес более мелкого или его присутствие в регионах.

Оздоровиться вслед за банками
В целом же говорить о восстановлении отрасли розничного страхования пока рано. Аналитики отмечают, что сегодня рост рынка происходит прежде всего за счет обязательного, вмененного и кэптивного (с учреждением дочерних компаний) страхования. Далек от выхода из кризиса такой важный сегмент, как страхование автокаско. По отчетам аналитического агентства «Автостат», именно программа утилизации сегодня является основным «локомотивом» автомобильного рынка. Но скоро она завершится, и реакция рынка предсказуема.
«Страховой рынок инертен, и некоторое улучшение потребительского спроса в текущем году даст свои результаты только в следующем, – соглашается Андрей Раздьяконов. – Я думаю, что 2010 год страховщики закончат с приростом 6–8% к 2009-му, а в 2011-м уже несколько превысят уровень 2008-го. Впрочем, и в кризис можно развиваться. Например, наша компания планирует завершить этот год с ростом в 25% по сравнению с 2009-м. Локомотивными видами страхования будут оставаться ОСАГО, каско и ДМС. Существенный рост в страховании имущества возможен только под влиянием государства – либо в форме стимулирования, либо путем введения обязательных видов».
Столкнувшись с банкротством страховщиков, уходом от исполнения обязательств, затягиванием сроков выплат по страховым случаям и занижением сумм выплат, население действительно не готово восстановить былую активность. Возможно даже, что и в следующем году полного выздоровления рынка не произойдет. «Скорее, по результатам нового года можно будет более четко понять направления и темпы его дальнейшего развития как в части страхования корпоративного сектора, так и розничного», – подчеркивает Мария Гуляева.
«Окончательное восстановление рынка можно прогнозировать только после восстановления банковского сектора, – добавляет Наталья Нехорошева. – Рост продаж в направлении автокаско и имущественных видов страхования будет по средствам кредитов, потребность в которых в 2011 году должна возрасти как со стороны физических, так и юридических лиц».

Волжская коммуна

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page