Против правил
Страховые компании по итогам первого полугодия 2009 года фиксируют рост случаев страхового мошенничества. По словам собеседников «bc», данная проблема не обошла стороной практически ни одного страховщика.
В частности, в РОСНО говорят о том, что в первом полугодии 2009 года удалось предотвратить незаконные выплаты на общую сумму свыше 70 млн рублей, что на 17 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. «По результатам совместной работы с подразделениями правоохранительных органов количество уголовных дел, возбужденных при участии компании, возросло на те же 17 %», – добавляют специалисты РОСНО.
Александр Кинев, директор Пермского филиала страховой компании «ИнноГарант», также говорит о существенном росте, по его ощущениям, количество мошеннических операций возросло в 1,5 раза. Еще большее увеличение фиксирует департамент анализа и защиты информации страховой компании «Ингосстрах». По словам ее директора Александра Гуляева, число установленных фактов мелких мошеннических действий с ущербом менее 600 тыс. рублей за первые 6 месяцев 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, выросло в 2 раза, а количество уголовных дел, возбужденных по заявлениям «Ингосстраха», увеличилось почти в 3 раза.
Александр Гуляев:
– Всего в первом полугодии 2009 года компании удалось пресечь 563 случая страхового мошенничества, что на 224 факта больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, благодаря оперативной работе профильных подразделений «Ингосстраха» удалось предотвратить незаконные выплаты на общую сумму 190 млн рублей – это почти на треть больше, чем в прошлом году.
По словам страховщиков, действия мошенников стали более изощренными, а вектор напряженности в этом отношении сдвигается от центра к регионам. Светлана Александрова, заместитель генерального директора Межбанковской региональной страховой компании (Ижевск), полагает, что мошеннические операции возросли в связи со сговорами с сотрудниками отдела выплат, а также с теми, кто определяет страховой случай.
Елена Картовицкая, директор Пермского филиала Первой страховой компании, говорит, что традиционно наиболее подвержено мошенничеству страхование автотранспорта, когда события происходят при загадочных обстоятельствах, без второго участника, без свидетелей, как правило, в темное время суток. «Достаточно сложно восстановить истинную картину страхового события, и требуется дополнительное расследование. Страхователи искренне начинают возмущаться таким проверкам, но, как показывает практика, 50% случаев при таких обстоятельствах не являются страховыми», – поясняет г-жа Картовицкая.
Другие собеседники «bc» также считают, что нарушения чаще всего происходят при автостраховании, однако страховщики для предотвращения случаев мошенничества предпринимают различные меры еще на стадии заключения договоров.
Александр Кинев:
– К примеру, у нас существует Региональное агентство страховых компаний и аналитических технологий (РАСКАТ), которое предоставляет доступ к базам данных ДТП, произошедших на территории Пермского края. Страховщик в данном случае может сделать запрос в РАСКАТ и увидеть, как часто пока еще потенциальный клиент становился участником ДТП в течение последних нескольких лет. Если это происходило с завидным постоянством, например 8–10 раз в год, страховщик может сделать определенные выводы об очень странном и подозрительно «несчастливом» клиенте и просто откажет ему в страховании.
По словам экспертов «bc», нередки случаи мошенничества в личном страховании, в частности при страховании от несчастных случаев.
Елена Картовицкая:
– Речь идет о травмах неявного характера. Зачастую традиционный диагноз, с которым сталкиваются страховщики, – это сотрясение головного мозга, ушибы, растяжения, то есть те травмы, которые не оставляют видимых следов, а диагностируются только по ощущениям самого страхователя.
Александр Гуляев отмечает, что кризис вызвал рост числа противоправных действий, связанных также со страхованием недвижимости, взятой в ипотеку, а также страхованием оборудования и имущества, приобретенного в кредит или взятого в лизинг. К примеру, рассказывают в РОСНО, в одном из регионов Поволжья индивидуальный предприниматель застраховал оборудование на сумму более 4 млн рублей, а через 7 месяцев он заявил о краже этого имущества. Светлана Александрова утверждает, что при страховании имущества участились случаи страхования без досмотра и на завышенную сумму.
Кроме того, по словам Александра Гуляева, мошенничества зафиксированы в титульном страховании, где все чаще после завершения сделки появляются лица, не выявленные до момента продажи и предъявляющие право собственности на имущество.
В настоящее время все без исключения страховщики активно проводят работу по предотвращению мошеннических действий. К примеру, компании укрепляют связи с правоохранительными органами и развивают отношения с коллегами из других страховых компаний для более продуктивной работы в этом направлении.
Бизнес-класс (г.Пермь)
Варламова Н.