Страховщики предлагают усилить законодательную защиту пассажиров легковых такси в РФ

В середине декабря депутаты приняли в первом чтении важный для отрасли законопроект с поправками в базовый закон о такси - «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Таким образом, законодателям предстоит синхронизация работы в рамках рассмотрения двух связанных законопроектов. Если первый законопроект с поправками в закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП) имеет непосредственное отношение к страхованию, то второй не содержит каких-либо положений на эту тему. Однако именно базовый законопроект о такси включает требования к допуску водителей, их проверке, определяет характер договора о перевозке людей, требования к базе сертифицированных водителей, а также включает положения об ответственности агрегаторов за организацию перевозки пассажиров. Прозрачность процедур и соблюдение правил безопасности перевозчиком прямо влияет на безопасность пассажира во время поездки. В конечном итоге совокупность факторов, обеспечивающих безопасность пассажира и ответственное отношение перевозчика, отражается и на страховых выплатах, убеждены страховщики. Поэтому Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) и Всероссийский союз страховщиков (ВСС) готовят свои предложения в оба законопроекта в рамках подготовки ко второму чтению. Согласно действующему закону об ОСГОП, его положения не распространяются на перевозки такси и метрополитенами. При этом метрополитены обязаны сами осуществлять выплаты пассажирам при наступлении страховых событий на тех же условиях, что и страховщики, имеющие лицензии страхования ответственности пассажирских перевозчиков. «Страховые выплаты пассажирам такси по действующему законодательству производятся по закону об ОСАГО, но там лимиты страховой защиты жизни и здоровья пострадавших в 4 раза ниже, чем в законе об ОСГОП, и составляют 500 тыс. рублей», - отметила в интервью «Интерфаксу» вице-президент НССО Светлана Гусар. Она считает несправедливым и нелогичным исключение перевозок такси из общих пассажирских перевозок с точки зрения подходов к страховой защите. «Пассажир трамвая, защищенный выплатой в размере 2 млн рублей по ущербу жизни и здоровью, пересаживаясь на более дорогостоящий вид транспорта - такси, оказывается защищен гораздо слабее, это нелогично», - полагает она. Оранжевый фонарь и шашечки Принятые в первом чтении поправки в базовый закон о такси, подготовленные депутатами, предполагают, что разрешение на осуществление деятельности по перевозке легковым такси выдается уполномоченной организацией в субъектах РФ, законом же должны определяться «основания для аннулирования такого разрешения по решению уполномоченного органа и на основании решения суда». Перевозка легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования. Согласно законопроекту, транспортное средство должно быть зарегистрировано на территории РФ. Право, подтвержденное разрешением, «не может быть передано (отчуждено) третьим лицам, разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника полиции», говорится в законопроекте о такси. На боковых поверхностях кузова такси «должны быть нанесены «шашечки», на крыше должен быть расположен опознавательный фонарь оранжевого цвета, в такси предполагается наличие таксометра (если плата за пользование такси определяется в соответствии с ним)». Документ также предполагает создание региональных реестров легкового такси, которые будут вести уполномоченные органы субъектов РФ, «реестры должны размещаться на официальных сайтах уполномоченных органов». Разработчики законопроекта предусмотрели требования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих по перевозке такси. Они должны использовать в качестве такси только транспортные средства, допущенные к участию в дорожном движении. В документе есть требование по обеспечению техобслуживания, ремонта и предрейсового контроля технического состояния такси, по организации проведения обязательных медосмотров для водителей такси. Также для последних вводится требование о наличии общего водительского стажа не менее трех лет. Нет такси без полиса для пассажиров Принятый в первом чтении законопроект о страховании пассажиров такси предполагает, что «выдача разрешений на такую деятельность будет осуществляться только при наличии договора страхования, предусмотрены санкции за отсутствие полиса», пояснила «Интерфаксу» С.Гусар. «Согласно положениям законопроекта, для уже действующих такси после вступления в силу закона остается 60 дней на заключение договора страхования ответственности перевозчика. Для юридических лиц в настоящее время заключается один договор ОСГОП на весь подвижной состав. В случае со страхованием ответственности таксопарка такой договор будет заключаться на каждый автомобиль», - пояснила вице-президент НССО. «Таким образом, в случае принятия этих поправок страховщики будут не только плательщиками убытков по имущественному вреду и по ущербу водителям при наступлении ДТП - по закону об ОСАГО. Им придется платить за вред, причиненный пассажирам такси, по закону об ОСГОП. И это означает, что страховое сообщество не может не волновать тема безопасности пассажирских перевозок, положения основного закона о такси, направленные на это», - подчеркнула С.Гусар. Опасность серой зоны На сегодняшний день тот факт, что часть перевозок легковым такси может оставаться в «серой зоне», что они недоступны надлежащему контролю, не гарантируют безопасности перевозок, сам по себе вызывает тревогу, считают в НССО. Организации, предоставляющие автомобили водителям, зачастую не связаны с ними договорными отношениями, не могут на них влиять. Для изменения ситуации, создания прозрачности в сегменте разрабатываются изменения в законодательство. При этом принятые в первом чтении поправки нуждаются в серьезной доработке на этапе подготовки ко второму чтению законопроекта о деятельности такси, убеждены в НССО. В частности, С.Гусар напомнила, что «в РФ отсутствует единый реестр разрешений, выданных на перевозку пассажиров такси, а собственные реестры ведутся субъектами РФ, это положение законопроектом не меняется. По данным статистики отрасли, разрешений на перевозку такси выдано от 850 тыс. до 1,1 млн. В то же время, по данным страховщиков ОСАГО, всего 70 тыс. транспортных средств, согласно заявлениям автовладельцев, эксплуатируются в режиме такси». «Таким образом, до 90% транспортных средств, работающих в качестве такси, как-то выпали из общей страховой статистики», - уточнила она, подчеркнув, что такая ситуация не обеспечивает прозрачности сегмента и не дает адекватных возможностей для его анализа. «В принятом в первом чтении законопроекте для получения разрешения на перевозку пассажиров такси требуется водительский стаж не менее трех лет. И это все. Мы полагаем, что для такой деятельности подобных ограничений недостаточно. Страховщики предлагают представителям отрасли ввести в перечень требований к водителям такси отсутствие критических диагнозов, которые могут влиять на способность водителя управлять транспортным средством. Вероятно, в числе ограничений может быть отсутствие неснятых судимостей по тяжким и особо тяжким преступлениям. Все чаще возникают ситуации, при которых водители избивают пассажиров и не несут за это ответственности, они могут продолжать свою деятельность, это недопустимо. Законодательно должен быть определен механизм блокировки возвращения к деятельности для лиц, демонстрирующих неадекватное поведение и серьезные правонарушения при исполнении пассажирских перевозок», - заявила вице-президент ВСС. Однако, по ее мнению, законопроект не должен быть «однобоким», он может содержать положения, ограждающие водителей от неадекватного поведения пассажиров, что также бывает. Документ должен защищать и права водителей. Нужна система патентов (или других разрешений), которая позволит водителям такси в упрощенном порядке осуществлять налоговые платежи. Важной новацией принятого в первом чтении законопроекта о такси следует считать впервые включенные статьи о службах заказа такси (агрегаторах), убеждена представитель НССО. «Вместе с тем в документе нет положений о солидарной ответственности службы заказа такси, это вызывает обеспокоенность страховщиков», - отметила она. «Как показывает анализ практики, агрегаторы нередко завышают вознаграждения за свои услуги. Это приводит к переработкам водителей, они устают, теряют внимание, возникают ДТП, в которых в том числе страдают другие водители и пассажиры. Созданная для заказа машин IT-платформа должна быть обеспечена программными средствами, которые блокируют сверхнормативную работу водителя такси. Сегодня их нагрузка в системе агрегаторов может доходить до 14-18 часов в сутки, что угрожает безопасности других участников дорожного движения и пассажиров. Кроме того, эксперты НССО считают, что вознаграждение агрегаторов не может устанавливаться в процентном отношении от цены поездки, километраж поездки не влияет на цену услуги заказа, она должна быть фиксированной. При этом конкретное название службы заказа такси также не имеет значения. Это может быть диспетчерская, агрегатор, бюро - неважно, правила для всех организаторов таких услуг должны быть едины», - заявила вице-президент НССО. Свои предложения ВСС и НССО рассчитывают направить заинтересованным ведомствам и депутатам, страховое сообщество готово участвовать в дискуссии. При этом страховщики рассчитывают акцентировать внимание на вопросах законодательного обеспечения безопасности пассажиров, на снижении аварийности в перевозках легковым такси. Финмаркет

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page