Вот это жизнь! В 4,5 миллиона рублей оценили себя россияне

Она заметно выросла по сравнению с 2014 годом, когда россияне в среднем оценивали свою жизнь в 3,8 миллиона рублей. Опрос провели департамент социологии Финансового университета при правительстве РФ и эксперты крупной страховой компании. «Очевидно, что человеческая жизнь не является рыночным товаром, ее нельзя продать или купить, - комментирует директор департамента Алексей Зубец. По его словам, среднестатистическая «стоимость» человеческой жизни - условная расчетная величина. Но она имеет важное экономическое значение для определения справедливого размера компенсационных выплат при авариях и катастрофах на дорогах и в небе, при террористических актах, травмах и гибели людей на производстве, в армии. А также при определении размера страховых сумм при страховании жизни и здоровья. Эта величина крайне важна и при судебных исках в случае, если установлены виновные в гибели пассажиров, работников или случайных людей - человек или предприятие. «Замер» оценки гражданами стоимости человеческой жизни проводился в 36 крупных и средних городах России. Всего в опросе приняли участие 7,8 тысячи респондентов. Самые высокие оценки стоимости человеческой жизни (7,5 миллиона рублей) зафиксированы в Екатеринбурге, Москве и Барнауле (5 миллионов рублей), самые низкие - в Саратове (1,9 миллиона рублей), Махачкале и Ульяновске. Самую высокую оценку стоимости человеческой жизни — 7,5 миллиона рублей — дали в Екатеринбурге Наибольшие потребности по компенсации предъявляют мужчины, люди среднего возраста от 40 до 50 лет с неоконченным высшим образованием, способные приобрести квартиру или новый дом. Вместе со стоимостью жизни авторы исследования вычислили и справедливый уровень денежных компенсаций при полной потере трудоспособности из-за аварий или травм при выполнении служебных обязанностей. При этом опрошенные россияне оценили инвалидность ниже стоимости жизни - справедливая компенсация человеку, потерявшему трудоспособность из-за несчастного случая на производстве, по их мнению, должна составлять от 1,1 до 3,2 миллиона рублей. Наибольшие требования к размеру компенсаций из-за инвалидности отмечены в Екатеринбурге (5,3 миллиона), Ростове-на-Дону и в Красноярске, самые маленькие - в Пензе (1,3 миллиона), Махачкале и Воронеже. Сумма, в которую россияне оценивают свою жизнь и инвалидность, позволяет оценить и уровень общественного самосознания, говорит научный руководитель Московского института экономики, политики и права Николай Волгин. Средняя сумма в 4,5 миллиона рублей, по его мнению, - цифра сильно заниженная. «То, что врач, учитель, инженер, строитель создают за свою жизнь с учетом «конвертации в добавочную стоимость» - спасение других жизней, подготовку кадров, запуск новых производств, - это огромный и весомый взнос в бюджет, вклад в подготовку следующих поколений. А если просчитать еще вклад каждого кормильца и его дохода в семью, в общественные институты, то получаются несопоставимые цифры. Кстати, до сих пор в России не принято делать оценки стоимости человеческой жизни. 1,9 миллиона рублей и ниже - в такую сумму оценили свою жизнь в Саратове, Махачкале и Ульяновске В Америке этим занимаются несколько организаций, которые вывели дифференцированные размеры компенсаций для разных категорий граждан. Для военных - одни, для пострадавших в различных катастрофах и на производствах - другие. Но все суммы - шестизначные и, разумеется, в долларах. За рубежом кстати, сегодня часто практикуется безлимитное возмещение компенсаций пострадавшим: сколько присудит суд - столько и выплатят виновные. Причин того, что в России оценки стоимости жизни крайне низки по сравнению с другими странами, по мнению авторов исследования, несколько. Во-первых, экономическая страховая культура в России возникла недавно, во-вторых, в обществе слабо сформировано уважение к правам человека и защищенности личности. В-третьих, для большей части населения сумма в 3 миллиона рублей более чем высока, что свидетельствует о неравенстве экономической культуры, пренебрежении к собственному здоровью, причем на уровне внутреннего самоощущения и заниженной самооценки. Между тем замеры полезны тем, что помогают справедливо оценить нынешние размеры компенсаций гражданам государственными и частными компаниями, говорит Алексей Зубец. Впервые, напомним, сумма возмещения в 2 миллиона рублей за гибель пассажиров была прописана в Воздушном кодексе в 2007 году и с тех пор не пересматривалась и не индексировалась на сумму инфляции. «Хотя в масштабах экономики даже удвоения страховых выплат рынок не заметит. На авиационных и железнодорожных тарифах индексация отразится слабо, но цена безопасности будет постепенно расти до международного уровня, считает Зубец. Кстати, цена билетов западных авиакомпаний, где действуют совершенно иные нормы страховых выплат в связи с гибелью человека, очень часто ниже российских. «Просто они более внимательно относятся к безопасности перевозок, учитывая, что их ждут огромные выплаты в случае аварий», - продолжает он. В любом случае социологический подход к стоимости жизни оправдан, так как исходит из предположения, что размер возмещения, выплаченного пострадавшим и их семьям, должен восприниматься россиянами как справедливый и достаточный. Сумму возмещения в 2 миллиона рублей за гибель пассажиров не пересматривали уже восемь лет «Малый размер компенсации рано или поздно приводит к возникновению зоны социальной напряженности и недовольства. Слишком высокие, по мнению населения, выплаты также не способствуют гармонизации общественных отношений», говорят авторы исследования. По мнению экспертов, в России нужно установить единый стандарт для всех случаев гибели или травм на транспорте, на производстве. А сегодня очень часто для того, чтобы получить адекватную компенсацию за гибель человека, родственникам приходится обращаться в суд. И здесь общественное мнение, отраженное данными опроса, может существенно помочь истцам. А повышение тарифа страховки на дорогах стимулировало бы и владельцев автотранспорта. «Не проходит и недели без крупных аварий на дорогах, в которых гибнут люди. И если обязать автоперевозчиков платить крупные суммы за их гибель, то они будут больше заботиться о качестве собственного транспорта», - говорит Зубец. Размер среднестатистической стоимости жизни - это еще и индикатор, который позволяет страховым компаниям заключать договора страхования жизни. В кризис, как ни парадоксально, этот вид страхования начал пользоваться спросом и растет гораздо быстрее, чем весь страховой рынок. За первое полугодие страхование жизни выросло на 12,5 процента при том, что весь рынок вырос на 2 процента. Это очень позитивный знак, отмечают эксперты, и это позволяет наиболее продвинутым гражданам не только защищать свою жизнь и здоровье, но и инвестировать накопления разными способами - в акции или драгоценные металлы, например. К тому же в случае несчастья суммы возвращаются до момента истечения договоров страхования вне зависимости, накопилась оговоренная сумма или нет. Российская газета

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page