Сомкнули ряды

Эксперты предвидят сокращение числа страховщиков на 30%
По прогнозам «Эксперт РА», к концу 2010 г. из работающих сегодня примерно 700 страховщиков на рынке останется чуть более 500 компаний, а без учета страховщиков жизни и страховых медицинских организаций – около 350.
– Мы пришли к такому выводу на основании количества страховщиков, которые сейчас не удовлетворяют новым, недавно принятым требованиям по величине уставного капитала (с учетом того, что некоторая их часть все же сможет найти средства для увеличения УК), – говорит руководитель направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин. – Учитывалась также статистика за прошлые годы по отзыву лицензий у компаний по причинам, не связанным с размером уставного капитала.
На докризисный уровень 2008 г. рынок может выйти лишь к 2011 г. В 2010 г. сборы составят около 532,3 млрд руб., или на 3,6% больше, чем в 2009 г.
Отвечая на вопрос нашего корреспондента о том, не приведет ли сокращение числа страховщиков к тотальному росту цен на страховые услуги, Алексей Янин сказал:
– На цены страхования это вообще никак не повлияет. Например, на рынке мобильной связи действуют всего три игрока, и этого вполне достаточно для эффективной конкуренции между ними. На страховом же рынке все равно будут работать сотни компаний.
Заместитель руководителя департамента консультационных услуг в России и СНГ международной сети фирм, предоставляющей аудиторские, налоговые и консультационные услуги КПМГ, Марк ван дер Плас считает, что в 2010 году каких-либо серьезных изменений в величине премий российских страховых компаний не произойдет. В то же время консолидация будет продолжаться, общее количество страховых компаний уменьшится, а их убытки будут расти. Возобновление сделок по слиянию и поглощению и возвращение зарубежных страховщиков на российский рынок может произойти во втором полугодии 2010 года.

По мнению аналитиков «Эксперт РА», ускоренное развитие рынка возможно только с введением новых широкомасштабных обязательных или вмененных видов страхования (страхования ответственности по опасным объектам, противопожарного страхования, страхования ответственности перевозчиков). Иначе рынок будет восстанавливаться незначительными темпами.
Если ранее высокие комиссии страховым посредникам позволяли быстро нарастить рыночную долю, то в условиях кризиса возможности посредников существенно сократились, при этом участились случаи их недобросовестного поведения. В результате страховые компании переориентируют свою маркетинговую политику на страхователей – обновляют и расширяют линейки страховых продуктов, создают бюджетные продукты, более активно используют франшизу, развивают прямое страхование.

Изменилась и основная стратегия собственников страховых компаний. Если до кризиса они были ориентированы на захват рыночной доли и последующую продажу компании, то теперь главная цель – выживание, а основные целевые показатели – ликвидность, убыточность, рентабельность.
Изменились ориентиры и у страхнадзора. Если раньше усилия Росстрахнадзора почти полностью были направлены на пресечение деятельности схемных компаний, то теперь надзор переориентировался на борьбу с неплатежеспособными страховщиками.
В условиях отсутствия адекватных инструментов раннего выявления финансовых затруднений у страховщиков практически единственным основанием приостановления и отзыва лицензии у неплатежеспособных компаний стали жалобы страхователей, говорится в исследовании агентства.

Участники исследования рынка страхования, проведенного КПМГ, отмечают, что планируется внедрение новых страховых продуктов, таких как «Зеленая карта», авиационное страхование, страхование на случай потери работы и освоение новых рынков страхования, хотя в ближайшем будущем по-прежнему будут преобладать автомобильное страхование, добровольное медицинское страхование и страхование имущества.
Почти все участники исследования (95%) согласились с необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы и системы финансовой отчетности в целях дальнейшего развития отрасли.

Более двух третей участников исследования выделяют повышение общей культуры страхования и увеличение налоговых льгот как два наиболее влиятельных фактора дальнейшего роста популярности страховых услуг в России.
Руководитель практики по работе с компаниями страхового сектора, КПМГ в России и СНГ Эдриан Куинтон полагает, что привлекательные возможности российского рынка страхования в целом остаются неиспользованными, особенно в области страхования жизни. В то же время в российском секторе страхования ожидается более устойчивый длительный рост, чем на развитых рынках.

Российская бизнес-газета

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page