20 + 20

Автострахование в наступившем году может принести компаниям значительный ущерб. Эксперты прогнозируют, что введение в действие европротокола увеличит затраты страховщиков по ОСАГО на 20%, и на те же 20% уменьшатся продажи КАСКО.
По европейским правилам
С 1 марта 2009 года в России в силу вступил европейский протокол урегулирования убытков по ОСАГО, упрощающий процедуру оформления дорожно-транспортного происшествия. По словам Натальи Куроповой, директора Пермского филиала ЗАО «ГУТА-Страхование», согласно новым поправкам к закону об ОСАГО оформление дорожно-транспортного происшествия без ГИБДД возможно при соблюдении определенных условий.

Наталья Куропова:
— В том случае если в ДТП участвовали не более двух транспортных средств, нет пострадавших, а ущерб по одному автомобилю не превышает 25 тыс. рублей, страхователи смогут самостоятельно заполнить необходимые документы. При этом прямое возмещение убытков применяется только для тех автовладельцев, которые приобрели полис ОСАГО с 1 марта 2009 года.
Как утверждают собеседники «bc», оформление ДТП без сотрудников ГИБДД не будет поводом для отказа в выплате по прямому урегулированию в страховой компании, но им может стать неверное оформление документов. Поэтому смысл в вызове ГИБДД остается: это гарантирует правильную оценку ущерба и корректное оформление ДТП.
Кроме того, с 1 марта появилось еще одно нововведение: теперь автовладелец может обращаться за возмещением ущерба по ОСАГО в собственную страховую компанию.
В связи с вступлением в силу европротокола страховые компании прогнозируют рост числа случаев мошенничества. По мнению Андрея Крупнова, руководителя департамента стратегического планирования и маркетинга ОСАО «Россия», этим новшеством в первую очередь воспользуются мошенники, поэтому в первое время последует несомненный всплеск убыточности. «В более долгосрочном периоде убыточность тоже превысит нынешние значения, поскольку в страховые компании будет попадать большее число заявлений в результате мелких ДТП, значительная часть которых в настоящее время регулируется «на месте», — поясняет эксперт «bc».
Василий Кузнецов, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Перми, солидарен с коллегой и утверждает, что введение новых процедур урегулирования принесет страховщикам рост расходов. По его прогнозам, затраты страховых компаний могут вырасти на 10-20%. «Дополнительные финансовые нагрузки в свою очередь могут усугубить положение небольших страховых компаний, в портфелях которых велика доля ОСАГО. В такой ситуации ряд страховщиков окажутся не в состоянии выполнить свои обязательства перед другими, что может привести к их уходу с рынка », — продолжает г-н Кузнецов.
Страхователи-автовладельцы также не демонстрируют чрезмерного оптимизма по поводу законодательных новшеств. Согласно результатам опроса, проведенного страховой группой «РАСО», 51,2% респондентов считают, что нововведения сделают процесс работы со страховыми компаниями более простым и удобным, и в подавляющем большинстве случаев такое мнение основано на убеждении, что комфортнее работать с собственной страховой компанией. А вопрос об упрощении получения выплаты в результате введения процедуры прямого урегулирования разделил выборку на примерно равные доли.
«41,9% респондентов считают, что новые правила никак не отразятся на скорости или простоте осуществления выплат — скорее это вопрос эффективности системы управления и финансовой стабильности страховщика. А совокупная доля аудитории, считающая, что получить выплату по страховому случаю станет проще, составляет 39,5%. Эта уверенность основана чаще всего на доверии к страховой компании, которую выбрал респондент », — говорится в отчете РАСО.

В ожидании корректировок
Для страховых компаний по-прежнему остро стоит вопрос о пересмотре территориальных коэффициентов по ОСАГО. По итогам 2008 года убыточность ОСАГО (соотношение страховых выплат к взносам) в Пермском крае достигла 88%. Об этом свидетельствуют результаты расчетов, основанных на официальных данных Федеральной службы страхового надзора. На сегодняшний день Пермский край является регионом с одним из наиболее высоких показателей убыточности ОСАГО: по этому показателю он занимает 5-е место в России и 1-е место в Приволжском федеральном округе (см. таблицу). Более того, убыточность ОСАГО в Прикамье значительно опережает аналогичные показатели в целом по России, где соотношение выплат к взносам равно 0,56%.
Показатели отдельных страховых компаний, работающих в регионе, являются еще более пессимистическими. В некоторых организациях выплаты по ОСАГО и вовсе превышают взносы по нему, например в «Росгосстрах-Поволжье», Национальной страховой группе и других (см. таблицу).
Собеседники «bc» считают, что причины высокой убыточности кроются в неизменности тарифов в течение всех пяти лет действия закона об ОСАГО, несмотря на высокие показатели инфляции в стране и рост расценок на ремонтные работы и запчасти. По мнению Татьяны Качкиной, начальника отдела автострахования Пермского филиала компании «Росгосстрах», ранее высказанному в интервью «bc», при существующих условиях тарифы необходимо увеличивать на 10-15% в год.
На минувшей неделе «Российская газета» опубликовала постановление Правительства РФ о внесении изменений в тарифы ОСАГО, которые вступят в силу через неделю после их публикации. Согласно поправкам, базовая ставка ОСАГО осталась прежней, тогда как изменились территориальные коэффициенты. Так, территориальный коэффициент по Пермскому краю увеличился с 0,5 до 0,85, а по Перми — с 1,3 до 1,6. Кроме того, постановление правительства предусматривает повышение коэффициентов по возрасту и водительскому стажу и сокращение разрыва между коэффициентами маломощных автомобилей и автомобилей мощностью свыше 150 лошадиных сил. По мнению г-на Лагуткина, директора Пермского филиала страховой компании «Росгосстрах», убыточность в Пермском крае беспрецедентная. Так, в регионе существует высокая аварийность, что обусловлено плохим качеством дорог и невысоким уровнем культуры вождения. «Поэтому повышение территориальных коэффициентов по крайней мере поможет страховым компаниям сработать по ОСАГО, с учетом введения прямого урегулирования, в ноль», — отмечает собеседник «bc».

Повышение поневоле
В целом страховщики отмечают, что на сегодняшний день на рынке автострахования сложилась неоднозначная ситуация. Уже сейчас собеседники «bc» говорят об уменьшении продаж полисов КАСКО, а следовательно, и снижении страховых сборов. Андрей Крупнов связывает этот факт со снижением активности на рынке новых автомобилей. «Можно ожидать, что в этом сегменте рынка продажи в 2009 году упадут на 30-40%. Однако в сегменте подержанных автомобилей прогнозируется рост на 5-10 %. Таким образом, совокупное снижение продаж КАСКО составит около 20%», — продолжает собеседник «bc». По словам Натальи Куроповой, спрос на автомобили сократился в несколько раз и продолжает падать, рост наблюдается только в сегменте автомобилей бюджетного класса.
Что касается тарифов по программам КАСКО, то, по словам экспертов «bc», они растут в большинстве страховых компаний. «Основная причина повышения стоимости полиса КАСКО заключается в значительном удорожании услуг на станциях технического обслуживания и повышении цен на запчасти», — поясняет г-жа Куропова. Андрей Крупнов в свою очередь утверждает, что в условиях падения платежеспособности большинства клиентов страховые компании не заинтересованы в повышении тарифов.

Андрей Крупнов:
— Однако очевидно, что в условиях 40-процентной девальвации рубля к бивалютиой корзине убыточность по существующим портфелям по автострахованию будет расти, поскольку стоимость нормо-часа и запчастей определяется в валютном эквиваленте. По тем же причинам растет стоимость автомобилей, одновременно увеличивая страховые суммы и премии. Итоговое движение тарифов, в конечном счете, будет зависеть от соотношения обоих перечисленных факторов.

Бизнес-класс (г.Пермь)
Варламова Н.

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page