Евгений Уфимцев: В наступающем году сегмент ОСАГО ждут большие перемены
28 ноября 2022 года на пост Президента Российского Союза Автостраховщиков (РСА) вступил Евгений Уфимцев. «Парламентская газета» поздравила Евгения Владимировича с назначением и выяснила, как автостраховщики справляются с кризисом на рынке запчастей, куда развивается цифровизация отрасли и что ждет ОСАГО в новом году. - Евгений Владимирович, как уходящий кризисный год повлиял на рынок ОСАГО? - Текущий год выдался сложным, цены на запчасти сильно выросли в связи с уходом с рынка иностранных производителей. К сожалению, по итогам 11 месяцев 2022 года мы констатируем фактически отсутствие натуральной формы как вида возмещения: ее доля упала с 12% до 0% в октябре-ноябре. С учетом существенного увеличения срока доставки запасных частей ремонт невозможно провести в установленные законом сроки. РСА выступил с инициативой увеличить предельные сроки восстановительного ремонта до 60 дней в качестве временной меры на период стабилизации. - Какие события 2022 года стали ключевыми для ОСАГО? - 9 января вступило в силу новое Указание ЦБ РФ о тарифах по ОСАГО. Для большинства автовладельцев рамки тарифного коридора расширились вверх и вниз на 10%. Также пересмотрен коэффициент возраст-стаж (КВС) и массово снижены территориальные коэффициенты практически во всех крупных населенных пунктах. С 1 апреля вступил в силу обновленный коэффициент «бонус-малус», который рассчитывается индивидуально для каждого водителя и является показателем безаварийного вождения. Максимальная скидка на ОСАГО за безаварийное вождение увеличилась сразу на 4 процентных пункта (0,46 против 0,50) и составила 54% вместо 50%. По данным РСА, в третьем квартале 2022 года механизм КБМ позволил 96,4% автомобилистов получить скидку от 9% до 54% на покупку полиса ОСАГО. Максимальную скидку получило 4,1 млн человек. 20 апреля начал работать перестраховочный пул по ОСАГО. Это повысило доступность полисов для высокоубыточных сегментов автовладельцев, например, владельцев такси и молодых водителей. Пул является механизмом взаимодействия исключительно между страховщиками и незаметен для автовладельцев. 9 сентября тарифный коридор расширен на 26% вверх и вниз для большинства автовладельцев, что позволило сдержать рост цен на полисы для аккуратных водителей вопреки подорожанию запчастей. «Каждый третий автовладелец в 2022 году получил 54% скидку на ОСАГО по КБМ» - Ожидается ли повышение стоимости ОСАГО в 2023 году? - Резких колебаний мы не ожидаем — мы видим, что цены на запчасти, которые сильнее всего «давят на тариф», стабилизировались. Многое зависит от поставок автозапчастей, насколько быстро и эффективно будут выстроены цепочки параллельного импорта запчастей, здесь мы тоже уже наблюдаем позитивные тенденции. - Будут ли еще расти цены на запчасти? - Как я уже отметил, на данный момент ситуация с ростом стоимости запчастей стабилизировалась. Это показывают последние две версии справочников средней стоимости, введенных в действие РСА в октябре и декабре 2022 года. Рост до 3% против 28% в версии, которая вводилась в июне 2022 года, в период наибольшей волатильности. Сейчас справочники формируются ежеквартально и, соответственно, цены в них полностью отражают текущую ситуацию. - По итогам 9 месяцев 2022 года зафиксирован рост выплат по ОСАГО. Каков Ваш прогноз на будущий год? - Действительно, в этом году произошел рост выплат на 2%, несмотря на сокращение на 7% заявленных и урегулированных страховых случаев. По итогам 9 месяцев 2022 года средняя выплата по ОСАГО составила 74 296 рублей. Причем рост выплат заметно ускорился в третьем квартале года. Мы прогнозируем сохранение тенденции увеличения роста выплат в связи с подорожанием запчастей. - Как поменялась стоимость ОСАГО в 2022 году? - По данным ЦБ РФ, средняя стоимость ОСАГО в РФ выросла на 16,4% (около 900 рублей) с 30 сентября 2021 года. При росте цен на запчасти в среднем почти на 30% цена ОСАГО отображает кризисные реалии и могла вырасти более ощутимо, если бы не индивидуализация и расширение тарифного коридора, которые позволили сдержать стоимость полисов. Повышение коснулось в первую очередь высокоаварийных недотарифицированных сегментов, а за аккуратных низкоаварийных автовладельцев страховщики борются и делают скидки, поэтому для них цена существенно не менялась. - Расскажите о новых сервисах для автомобилистов по оформлению ДТП без вызова инспектора. - В мобильном приложении «Помощник ОСАГО» появилась возможность вводить сведения для оформления электронного извещения о ДТП параллельно с двух смартфонов. Оба водителя — участника ДТП вводят данные своих документов и указывают повреждения своего автомобиля. Далее портал «Госуслуги», получив сведения от водителей, формирует черновик извещения и отправляет документ каждому из них для проверки и подписания. Это экономит водителям время и позволяет каждому точнее отразить в документе обстоятельства причинения вреда в ДТП. Также расширились возможности использования этого сервиса, поскольку он есть уже в нескольких мобильных приложениях: теперь это не только «Помощник ОСАГО», но и «Госуслуги. Авто», а также приложения ряда страховых компаний. На днях в приложении «Помощник ОСАГО» появилась функция создания схемы ДТП при оформлении извещения. В начале 2023 года такой «конструктор схемы ДТП» станет доступен и в других приложениях, работающих на базе «Помощника ОСАГО». - Каковы планы на дальнейшую цифровизацию отрасли? - Страхование — это единственная финансовая индустрия с обязательной цифровизацией процессов. Только страховщики обязаны оказывать услуги своим клиентам онлайн, если последние этого желают. В этой связи, например, передача АИС ОСАГО в ЦБ РФ — это необходимость для дальнейшего развития цифровизации отрасли и улучшения клиентского опыта. Что касается перехода на полное удаленное урегулирование убытков к 2025 году, то здесь важна этапность для технической реализации. Некоторые страховые компании уже перешли на электронное урегулирование убытков. С 15 июня 2023 года оно будет вводиться для всех страховщиков в добровольном режиме, и если кто-то не успеет, это можно будет делать в приложениях РСА. - Как будет выглядеть механизм совместного полиса ОСАГО для РФ и Белоруссии? Ожидается ли разрыв в стоимости полисов для автомобилистов разных стран? - В начале 2023 года планируется принятие модельного законодательного акта о системе ОСАГО Союзного государства Беларуси и России, где будет предусмотрена возможность заключения договора, действующего не только в своей стране, но и с возможностью расширения покрытия на территорию Союзного государства. На первом этапе предусматривается возможность приобретения национального полиса ОСАГО с расширением на другую страну по выбору страхователя. Это даст возможность автовладельцам обеих стран не приобретать дополнительные страховки для поездки из России в Республику Беларусь и наоборот. На начальном этапе порядок заключения договора и ценообразование определяются законодательством страны — эмитента полиса, а порядок урегулирования требований потерпевших, включая страховые лимиты, регулируется законами страны, на территории которой произошло ДТП. - Чем обусловлено направленное в Госдуму предложение увеличить штраф за отсутствие ОСАГО до 3,5-5 тысяч рублей? - За 18 лет существования ОСАГО стоимость автомобилей, топлива, запчастей выросла в цене. Штраф за отсутствие полиса ОСАГО остался неизменным и составляет 800 рублей. Учитывая среднюю стоимость полиса около 6,5 тысячи рублей, некоторые автовладельцы предпочитают заплатить штраф даже неоднократно вместо покупки ОСАГО. Они создают проблемы добросовестным автовладельцам: в случае аварии по вине незастрахованного пострадавшему придется ремонтировать автомобиль за свой счет. Увеличение штрафа за отсутствие полиса до 5000 рублей мотивировало бы автовладельцев соблюдать требование по заключению договоров ОСАГО. Также предлагается увеличить размер штрафа до 3500 рублей за управление автомобилем в непредусмотренный полисом период его использования, или если водитель не вписан в полис ОСАГО. «Штраф в 5000 рублей замотивирует автовладельцев соблюдать требование по заключению договоров ОСАГО» - В новом году отсутствие ОСАГО будут контролировать с помощью фотовидеофиксации. Расскажите об этом. - По данным РСА, без полиса ездит около 10% автомобилистов. Этот показатель стабилен на протяжении нескольких лет. Большинство автовладельцев, которые пользуются транспортным средством часто, исправно покупают ОСАГО. В России каждый десятый автомобиль старше 30 лет и многие из этих автомобилей, хоть и стоят на учете в ГИБДД, на самом деле не эксплуатируются. Часть автомобилей, на которые владельцы не оформляют полисы ОСАГО, давно стоят в гаражах, а не ездят по дорогам. Планируется, что в 2023 году не застрахованные по ОСАГО автомобили будут выявляться с помощью комплексов фотовидеофиксации. Со стороны страховщиков Автоматизированная информационная система (АИС) давно готова. Модернизированная ФИС ГИБДД должна быть запущена в работу в декабре 2022 года. - Каких результатов удалось добиться с помощью индивидуализации ОСАГО? Какие планы на 2023 год? - Одним из главных достижений индивидуализации стала конкуренция страховщиков за добросовестных автомобилистов. Каждое расширение тарифного коридора помогает снизить долю недотарифицированных клиентов и сократить перекрестное субсидирование между сегментами. Статистика показывает, что безаварийные автовладельцы, которых в стране большинство, вследствие аккуратной езды получают скидки по ОСАГО. Индивидуализация тарифов ОСАГО привела к снижению аварийности, поскольку у людей есть экономический стимул быть более аккуратными на дорогах и не попадать в ДТП. Учитывая высокую эффективность индивидуализации ОСАГО, логично будет продолжить реформы в этом направлении. «Индивидуализация тарифов способствует снижению аварийности на дорогах — у автомобилистов есть экономический стимул не попадать в ДТП» - Евгений Владимирович, подытожьте, пожалуйста, уходящий год. Каким он стал для российского автострахования? - Несмотря на кризис авторынка, инфляцию, дефицит комплектующих, логистические проблемы, увеличение издержек и другие проблемы, страховщикам пока удается сохранить баланс между сохранением доступности полиса ОСАГО для автомобилистов и ростом убыточности этого сегмента страхования для компаний. insur-info.ru