Страховой рынок РФ за 2 года покинут 200–250 компаний – глава ФССН

Страховой рынок РФ в течение ближайших двух лет могут покинуть 200–250 страховых компаний. Такой прогноз сделал в интервью агентству «Интерфакс-АФИ» глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Александр Коваль.


По его словам, предварительный анализ показателей деятельности страховщиков, возросшее число жалоб и обращений граждан и юридических лиц свидетельствует о проблемах с платежеспособностью у значительного числа компаний.
Он подчеркнул, что падение сборов в 2009 году показали 61% страховщиков. Наибольшие трудности испытывают более 30% страховщиков, у которых наблюдается значительное – от 25% до 100% – снижение собираемой премии.
«Одной из основных причин, приведших к проблемам с платежеспособностью, кроме влияния общих кризисных тенденций, является наличие в резервах страховщика бумажных (пустых) и ненадлежащих активов, а также несбалансированный страховой портфель, что есть в прямом смысле проявление безответственности», – сказал глава службы.
С учетом имеющихся предпосылок в 2010 году, прогнозирует он, следует ожидать дальнейшего нарастания проблем у группы страховщиков с экстремальными показателями, которые определены и взяты под усиленный контроль и надзор.
Но, тем не менее, страховой рынок ввиду своей традиционной консервативности в достаточной мере стабилен, и во многом благодаря тому, что крупнейшие системообразующие компании, на которые приходится значительный объем премий, смогли нивелировать влияние кризиса и не допустили значительного падения сборов премий – на 15% и более, как предсказывали аналитики. Поэтому кризисные проблемы с платежеспособностью у значительного – от 30% до 60% – числа страховщиков не оказали дестабилизирующего воздействия на страховой рынок.
За прошедший год была отозвана 101 лицензия, в том числе у 17 компаний с лицензиями на ОСАГО. На начало текущего года в реестре значилось 702 СК, год назад – 786, в 2007 году – 857, в 2006 году – 918, в 2005 году – 1075.
Страховщики не оправдали доверия
Анализируя ситуацию на страховом рынке, глава службы отметил, что многие страховщики, не отличающиеся добросовестностью и пользующиеся несовершенством действующего законодательства, отказывают в выплатах на законных (применительно к российскому страховому законодательству) основаниях. Правила по видам страхования в части тарифной политики и финансово-экономического обоснования серьезной экспертизе не подвергались, что позволяло применять тарифы ниже уровня рентабельности. Правила, направляемые в надзор в порядке уведомления, принимались и принимаются, в соответствии с законом, без проверки, и страховщик может заключать договоры с момента их направления. Таких правил поступает в ФССН до 2 тыс. в год. Выборочная же их проверка, а также проверки в связи с поступившими жалобами показывают, что большинство из них не соответствуют в полной мере страховому законодательству, подчеркнул А.Коваль.
Страховщики, испытывая финансовые трудности в связи с безответственным формированием резервов и активов, стали повсеместно и в значительно большей степени, чем ранее, нарушать права и интересы страхователей. Свидетельство тому – увеличившийся более чем в 2 раза поток жалоб.
«Таким образом, доверие, которое государство на данном этапе развития оказало страховому рынку, было не соответствующим уровню зрелости и ответственности самого рынка (или большей его части)», – сказал он, добавив, что перекос в части наделения более широкими правами страховщиков в ущерб правам страхователей необходимо срочно устранять, вводя в российское страховое законодательство общепринятые стандарты и нормативы из международной практики.
На постсоветском пространстве ориентиром в этой части может служить страховое законодательство Казахстана, считает руководитель Росстрахнадзора.
В то же время, по его мнению, налицо и явная недооценка роли страхования в финансово-экономической системе страны в целом, особенно по сравнению с ведущими странами мира, где история страхования не прерывалась на революции и насчитывает 100–200 и более лет. В этом контексте страховой рынок России развивается внесистемно, не синхронизированно и разнонаправленно, имея в своих рядах компании, не дорожащие мнением страхователей и своей репутацией. Это компании, занимающиеся псевдострахованием, а также компании, умеющие собирать деньги и не желающие их выплачивать.
Контроль будет усилен
А.Коваль убежден, что в самое ближайшее время необходимо создать условия, обеспечивающие на страховом рынке деятельность только тех страховщиков, которые исполняют страховое законодательство и ставят приоритетом права страхователей. «Необходимо допускать на страховой рынок только страховщиков, обладающих абсолютной финансовой устойчивостью и платежеспособностью», – подчеркнул глава ФССН.
С этой целью потребуется ввести законодательные нормы, направленные на повышение требований к страховщикам, руководителям, учредителям (акционерам) страховой организации, намеревающимся выйти на страховой рынок, а также усилить ответственность страховщиков, их руководителей и акционеров за неисполнение страхового законодательства, банкротство компании, игнорирование законных прав страхователей. Кроме того, основной задачей является повышение капитализации страховых организаций, требований к активам и резервам, к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций, наделение дополнительными правами и ответственностью в соответствии со стандартами Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН) надзорного органа, создание действенного механизма защиты прав потребителей страховых услуг.
ФССН в настоящее время анализирует на соответствие действующему страховому законодательству и приказам Минфина РФ деятельность всех субъектов страхового дела с использованием системы оценки рисков страховой компании с последующим применением адекватных мер, отметил глава службы.
Он убежден, что потребуется внести соответствующие изменения и дополнения в закон «Об организации страхового дела в РФ» (часть изменений уже подготовлена и рассматривается, другая готовится), параллельно подготавливая новую редакцию закона «О страховой деятельности», отвечающую стандартам и нормативам МАСН.
Более того, будет разработан федеральный закон «О договоре страхования», либо будут внесены изменения в главу Гражданского кодекса РФ, регламентирующую правовые основы взаимоотношений страховщика и страхователя. Глава службы уточнил, что структура законопроекта разработана совместно с коллегами по ЕврАзЭС.
По словам А.Коваля, необходимо также параллельно предпринять меры стимулирующего характера и для страховщиков, и для страхователей. В том числе нужно внести изменения в Налоговый кодекс РФ. Эта мера будет способствовать поддержке развития страхования жизни, что позволит, с одной стороны, гражданам самостоятельно формировать свою будущую пенсию, с другой – начать формировать долгосрочный инвестиционный ресурс для использования в экономике при реализации протяженных по времени проектов. Поправки позволят развивать страхование ответственности за ущерб третьим лицам, предоставляя возможность относить затраты на страхование на себестоимость. Их принятие даст возможность также развивать новые виды страхования и принять законодательные акты, имеющие выраженную социальную направленность, позволяющие снизить нагрузку на бюджеты всех уровней и обеспечивающие возмещение ущерба большому числу физических и юридических лиц.
Среди социально ориентированных законопроектов, готовящихся к принятию, он выделил следующие законопроекты: «Об обязательном страховании ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (принят в первом чтении 6 лет назад); «Об обязательном страховании ответственности перевозчика» (разработан Минтрансом России); «Об обязательном противопожарном страховании» (разработан МЧС России); «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (разрабатывается Минздравсоцразвития более 5 лет); «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» (принят и реализуется в Казахстане).
С учетом того, что при принятии этих законодательных решений государство делегирует часть своей ответственности перед гражданами страны страховым институтам, необходимо обеспечить соответствие этих институтов уровню делегируемой ответственности, как по качеству управления, так и по финансовой устойчивости и системе гарантий нескольких уровней, в том числе коллективных, в целях безусловного исполнения принятых на себя страховщиками обязательств, убежден А.Коваль.
Конец позитиву
Анализируя финансовые итоги 2009 года, А.Коваль отметил, что 2009 год прервал оптимистическую динамику роста последних 5 лет. Сборы без учета обязательного медицинского страхования в 2009 году составили 513 млрд рублей против 555 млрд рублей в 2008 году (снижение на 7,5%). При этом выплаты возросли на 36 млрд рублей, коэффициент выплат составил 56% против 45% в 2008 году (в 2007 году – 42%, в 2006 году – 40%, в 2005 году – 41%).
В сфере ОСАГО снижения не наблюдается, но темпы роста замедлились, и это связано с резким спадом продаж автомобилей и с тем, что одна часть владельцев автомобилей перестала ездить, а другая не приобрела полис. Сборы премий в 2009 году составили 85,7 млрд рублей, в 2008 году – 79,9 млрд рублей, выплаты – 49,8 млрд рублей и 47,6 млрд рублей соответственно.
Следует отметить, по словам А.Коваля, нелогичную тенденцию, которая впервые проявилась в 2009 году – это снижение коэффициента выплат при том, что средняя выплата за 2009 год составила 24 тыс. 769 рублей, за 2008 год – 24 тыс. 338 рублей. Многие страховщики перестали платить вообще – кто-то намеренно, кто-то из-за финансовых трудностей.
Из фондов Российского союза автостраховщиков (РСА) (сейчас фонды гарантий и компенсаций объединены) в 2009 году выплачено 3 млрд 306 млн рублей 81 тыс. 726 пострадавшим. В 2008 году было выдано 483 млн рублей 13 тыс. 680 пострадавшим. Есть все основания полагать, что в 2010 году выплат меньше не будет, а темпы поступления в фонд снизятся, предостерег глава ФССН.
Он добавил, что в имущественном страховании наблюдается снижение сборов премий при одновременном нарастании объемов выплат.
Объем премий в 2009 году упал на 15,7% и составил 269,3 млрд рублей против 315,6 млрд рублей в 2008 году при коэффициенте выплат 56%, который вырос на 16 процентных пунктов по сравнению с 2008 годом. Поступательный рост последних 5 лет сменился весьма существенным падением. Очевидно, что в период кризиса граждане и юридические лица предпочитают сокращать свои расходы за счет страхования, сделал вывод А.Коваль.
В личном страховании (за исключением страхования жизни), по его словам, наблюдается также тенденция падения сборов премий при нарастании объемов выплат.
Падение составило 6,2%, со 107,6 млрд рублей в 2008 году до 101,7 млрд рублей в 2009 году, а коэффициент выплат вырос с 57% в 2008 году до 67% в 2009 году. Рост предшествующих лет сменился падением при возросшем объеме выплат в 2009 году на 7,2 млрд рублей – с 61,4 млрд рублей в 2008 году до 68,6 млрд рублей в 2009 году.
В сфере страхования ответственности тенденция роста объемов премии последних лет сохранилась и в 2009 году – 26,1 млрд рублей против 22,5 млрд рублей в 2008 году (рост на 16%). Коэффициент выплат снизился на 0,5 процентного пункта и составил 11,5% против 12% в 2008 году. Выплачено в 2009 году – 3 млрд рублей, в 2008 году – 2,7 млрд рублей.
А.Коваль подчеркнул, что за год сборы выросли на 3,6 млрд рублей. «Требуют внимательного изучения причины, повлиявшие на столь внушительный рост в этом сегменте страхования на фоне падения в других видах, в том числе на предмет «серых» схем», – подчеркнул руководитель Росстрахнадзора.
При этом в сфере страхования жизни, ранее активно использовавшемся для «схем», отмечено падение сборов на 18,3% по отношению к 2008 году. Уменьшились и выплаты – на 12%. Такая динамика прослеживается третий год подряд. «Надо полагать, что это связано с прекращением «схемного» страхования, а также с отказом граждан и организаций от страхования жизни в условиях кризиса», – сказал он, добавив, что в абсолютных цифрах снижение сборов составило 2,9 млрд рублей.
«Можно с высокой долей вероятности предположить, что объемы «схемной» жизни перетекли в страхование ответственности. Следует отметить, что впервые в топ-10 по итогам 2009 года нет «схемных» страховщиков», – отметил А.Коваль.
По его словам, структура активов страховщиков не претерпела значительных изменений. Анализируя показатели на середину прошлого года по сравнению с данными на конец первого полугодия 2008 года, он отметил, что на 4 процентных пункта (на 37,1 млрд рублей) увеличились вложения в долговые ценные бумаги и предоставленные займы – со 141 млрд рублей до 178 млрд рублей. Не изменилась доля банковских вкладов – 16%, доля денежных средств уменьшилась на 1%. По другим видам активов изменения также в границах 1%.
Нарастание проблем с выплатами у страховщиков привело к значительному росту числа жалоб и обращений – их количество возросло с 14,24 тыс. в 2008 году до 30,194 тыс. в 2009 году, то есть более чем в 2 раза. По добровольным видам страхования поступило 14,375 тыс. жалоб, по ОСАГО – 13,359 тыс.
Основная направленность жалоб: несогласие с размером выплаты; отказ в выплате; задержка (несоблюдение) сроков выплаты. Возрастающее количество число жалоб приводит к адекватному реагированию службы на них: направлено запросов – 26,002 тыс. (рост на 50%); выдано предписаний – 4,392 тыс. (рост на 45%); приостановлено и ограничено лицензий – 95 (из них 19 – по ОСАГО); отозвано лицензий – 101; проведено проверок – 210 (в том числе по вопросам ОСАГО – 93).


Финмаркет

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page