Служители талона
После передачи страховщикам контроля над ТО прошло два месяца, за это время реформа техосмотра несколько раз была под угрозой срыва. Получив связку ОСАГО плюс талон ТО, компании попытались переделить рынок автогражданки. Большого передела не случилось, но изобретательность лидера рынка, компании Росгосстрах, в части продажи полисов без полной процедуры ТО привела к скандалам. Угомонить страховщиков теперь пытаются регуляторы и прокуратура.
Президентское решение
Реформу технического осмотра президент Дмитрий Медведев запустил в апреле 2011 года, заявив, что система ТО изжила себя напрочь, а талон техосмотра является никчемной бумажкой. Было поручено избавить МВД от функции технического осмотра и передать ее другой структуре. Чиновники и депутаты Госдумы начали в спешке готовить варианты, поскольку новый Закон о ТО должен был вступить в силу 1 января 2012 года — времени оставалось чуть больше полугода. Чтобы избежать неразберихи, премьер Владимир Путин распорядился ввести мораторий на прохождение техосмотра: срок действия талонов ТО, который заканчивался в 2011 году, автоматически продлевался на год. ГИБДД, в свою очередь, разослала по регионам инструкцию о том, что управление автомобилем с просроченным талоном не может быть расценено как правонарушение (до сих пор за это полагался штраф в размере 500-800 руб. и снятие номеров). Таким образом, технический осмотр автомобилей в России был приостановлен.
Рассматривались разные варианты реформы: оставить часть контроля у ГИБДД либо создать профильную саморегулируемую организацию, но эти варианты в Кремле не поддержали. Остановились на страховых компаниях, коммерчески заинтересованных в исправном состоянии автопарка. Курировать ТО стал Российский союз автостраховщиков (РСА), ГИБДД талоны проверять перестала, теперь они необходимы для оформления ОСАГО.
Проводить проверку автомобилей теперь может любая частная компания, имеющая необходимое оборудование и техэкспертов, к примеру автосервис или автодилер. Для этого нужно получить аккредитацию в РСА. Все ранее существовавшие пункты ГТО, работавшие по договорам с МВД, получили аккредитацию автоматически. На конец февраля в реестре РСА было более 5 тыс. операторов техосмотра. В частности, недавно аккредитацию получили подмосковный Рольф и московская Независимость.
Технические нюансы
Спешка в работе незамедлительно сказалась на результате. Для запуска реформы (вступления закона в силу) понадобилось принять рекордное количество нормативных актов — 29, которые готовили шесть ведомств. Большая часть документов принималась в авральном режиме в последние недели декабря. Как оказалось, многие были не до конца выверены, что привело к разным трактовкам закона после 1 января 2012 года. В Минэкономразвития признают, что новая схема работы ТО будет отлажена лишь в конце первого квартала 2012 года.
То, что закон заработает не сразу, страховые компании поняли еще в конце 2011 года. Некоторые стали обзванивать клиентов в декабре, предлагая оформить полис еще по старым правилам — без талона ТО. Ни для кого не секрет, что компании подстраховались: большое количество договоров ОСАГО было заключено в конце 2011 года, до начала вступления закона в силу, но со сроком действия полисов после 1 января 2012 года,— рассказывает вице-президент РСА Светлана Никитина.— Традиционно пик клиентских обращений приходится на декабрь-январь, но в этом году часть январских клиентов оформили страховку еще в декабре. По данным РСА, в декабре 2010 года количество договоров ОСАГО, вступивших в силу, составило 3,7 млн, в декабре 2011-го — 4,2 млн. То есть имеет место прибавка почти на 15%. Впрочем, в РСА подчеркнули, что здесь нельзя забывать и о приросте автопарка — 4,5% за прошедший год.
После 1 января страховщики сразу же попытались воспользоваться новым законом для увеличения прибыли и переманивания клиентов. Застрельщиком стал Росгосстрах, начавший работать с партнерским ЗАО Техосмотр — компанией, без проблем получившей аккредитацию на работу в качестве оператора техосмотра в РСА. Уже в январе 2012 года страховщик начал выдавать полисы ОСАГО водителям без талонов, взяв с них лишь обещание пройти техосмотр в обязательном порядке. Водителям выдавался талон без подписи техэксперта с расчетом на то, что автовладелец посетит пункт инструментального контроля.
Скандал стал публичным, к нему подключилась ФСФР: Росгосстрах получил предписание устранить нарушения, но полисы, уже выданные без талона ТО, остались действующими. Дальше несколько крупных страховщиков заявили о дискредитации процедуры ТО и выступили за отставку главы РСА Павла Бунина. Впрочем, решение по этому поводу так и не было принято.
Однако такая схема ТО прижилась на рынке, и вслед за ФСФР проверки в регионах стали проводить уже региональные прокуратуры. К примеру, в феврале 2012 года в Свердловской области был выявлен случай, когда полис ОСАГО был выдан без талона ТО на автомобиль, который даже не был на ходу. В Псковской области и в Башкирии по аналогичным случаям были заведены уголовные дела. В Башкирии, в частности, только за январь страховщик выдал более 10 тыс. талонов без проведения технического диагностирования транспортных средств. В начале марта к проверкам подключилась Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — прореагировала на заявления о нарушении страховщиками законодательства о ТО, поступившие из Томска, Калининграда, Владикавказа, Элисты, Хабаровска, Улан-Удэ, Санкт-Петербурга, Орла. Сам РСА в данный момент ведет документарные проверки в 29 субъектах федерации.
С моей точки зрения, это чисто криминальная история, когда одна, скорее всего, коррумпированная организация, вместо того чтобы проводить реальный техосмотр, получает неким магическим образом большое количество бланков талонов, а далее передает эти талоны некой страховой компании, которая их и распространяет за деньги вместе с полисами ОСАГО,— считает замглавы САК Энергогарант Антон Легчилин.— Вышеуказанная практика не имеет никакого отношения к принятому закону. Соответственно, все остальные страховщики, исполняющие закон и не торгующие талонами техосмотра, оказались в ситуации, когда их клиенты переходят к недобросовестным конкурентам.
Вместо того чтобы прекратить подобную практику, страховые компании пытаются ее узаконить. В середине февраля комитет Госдумы по финансовым рынкам внес в парламент проект поправок в Закон о ТО. Было предложено разрешить компаниям выдавать страховку при наличии у клиента договора с оператором ТО, то есть фактически в обмен на обещание пройти техосмотр. Таким образом, депутаты и страховщики решили ликвидировать базовую норму президентской реформы, изъяв контроль над техосмотром из компетенции страховых компаний. Взамен депутаты предложили вернуть проверку талонов силами ГИБДД, а заодно и санкции — штраф и снятие номеров. Страховщики утверждают, что смогут контролировать водителей, не прошедших техосмотр, с помощью регрессного иска. Правда, предъявить его можно только в случае ДТП, то есть, не попадая в аварии, без техосмотра можно ездить сколько угодно — в отсутствие контроля ГИБДД.
Законопроект вызвал негативный резонанс и был срочно отозван из Госдумы для доработки. Однако свою точку зрения страховщики не изменили. Коммерческая организация не должна выполнять административно-полицейские функции, говорят участники страхового рынка. В ходе реализации Закона о техосмотре были выявлены сложности, которые требуют серьезной корректировки закона,— косвенно подтверждает эту мысль Светлана Никитина.— Поскольку данная тема затрагивает интересы всех автовладельцев нашей страны, принимаемые решения должны быть тщательно взвешены и продуманы. Мы всецело поддерживаем идею внесения в закон изменений, которые обязали бы ГИБДД контролировать наличие талонов у владельцев ТС,— добавляет Антон Легчилин.
В любой даже очень хорошей инициативе должны быть прописаны и обдуманы все ходы на несколько шагов вперед. Поэтому идея отвязать полис ОСАГО от талона ТО должна обсуждаться,— отмечает заместитель гендиректора САО Гефест Николай Николенко.— На данный момент не очень понятно, как страховые компании будут определять, действительно ли автовладелец прошел техосмотр, или просто получил талон. В этом случае страховщику нужно проводить независимую экспертизу, расследование, и то и другое явно породит новые проблемы, а не позволит найти выход из сложившейся ситуации.
Между тем Закон о техосмотре позволяет страховщикам привлечь клиентов и другими способами, законность которых никто не оспаривает. Один из вариантов — создание партнерских и дружеских компаний, являющихся операторами ТО,— говорит Светлана Никитина.— Это уже практикуется, но еще не стало массовым явлением. Есть еще вариант: агент, представляющий интересы страховщика, может заключить договор с оператором о продаже полисов. Другой сценарий — сам оператор может стать агентом страховой компании, это не запрещено. Но сказать, что рынок пошел по какому-то конкретному сценарию, пока нельзя.
Впрочем, ректор Института страхового и инвестиционного бизнеса Олег Окунев скептически относится к такому сотрудничеству: И для страховых компаний и, для пунктов инструментального контроля любая более тесная дружба представляется весьма опасной, ведь страхование предполагает передачу рисков третьим лицам, а не оставление их у себя.
До передела не дошло
В целом, говорят страховщики, о каком-либо глобальном влиянии на рынок ОСАГО реформы ТО говорить не приходится — прошло еще слишком мало времени. Пока он наделал только много шума и принес головную боль страховщикам и автовладельцам,— говорит Николай Николаенко.— Если бы пусковой этап введения закона был подготовлен более внимательно, рынок не получил бы тех проблем, которые сейчас имеются. На данном этапе страховые компании несут убытки.
На рынок ОСАГО Закон о техосмотре мало повлиял,— добавляет Олег Окунев.— Закон нацелен скорее на сохранение института техосмотра в более или менее цивилизованной форме, чем на расширение страхового рынка или улучшение качества страховых услуг. В силу обязательности этого вида страхования рынок ОСАГО полностью исчерпан, и прирост продаж здесь теперь всегда будет совпадать с приростом продаж автотранспортных средств. Компании получают нового клиента не потому, что он новый, а потому, что он чей-то старый. Происходит вялый переток клиентов из одной компании в другую, но доли компаний на рынке остаются приблизительно постоянными.
По мнению Светланы Никитиной, страховщики пока только привыкают к работе по новым правилам. Говорить о глобальной перестройке рынка преждевременно,— добавляет она.— Тот бизнес, который восемь лет устанавливался, невозможно кардинально переделать за два месяца.
Коммерсантъ-деньги