Страховщикам надоело дешевое ОСАГО
По итогам 9 месяцев текущего года сборы по обязательной «автогражданке» показали неплохой прирост. Несмотря на это, участники рынка настроены пессимистично.
Отдельной темой для страхового рынка всегда оставалось ОСАГО. Пять лет назад, когда вступил в силу соответствующий закон, компании ринулись на этот рынок в поисках, как тогда казалось, легкой прибыли. По итогам пяти лет из бизнеса ушли 17 операторов, по долгам которых Российский союз автостраховщиков (РСА) расплачивается до сих пор. А из тех, кто остался, многие уже жалеют, что когда-то связались с «автогражданкой».
Согласно предварительным данным РСА, за 9 месяцев текущего года компании собрали по ОСАГО 59,5 млрд рублей премии, что на 13,1% больше аналогичного прошлогоднего показателя. Выплаты составили 32,9 млрд рублей, рост – 19%. Ни о какой высокой рентабельности в этом виде страхования его операторы уже не заикаются – не работать бы в минус.
Автостраховщики последние два года чуть ли не шантажируют, добиваясь повышения тарифов. Лозунг кампании прост: либо рост расценок, либо массовые банкротства. Свою лепту в разорение компаний грозит внести и система прямого урегулирования убытков. Ее участники должны держать неснижаемый депозит в расчетном банке в размере месячных выплат по ОСАГО, но не менее 18 млн рублей.
Законодатели и Росстрахнадзор поддерживают страховщиков в их стремлении увеличить тарифы, однако никаких серьезных шагов в этом направлении не предпринимается. Регулирование тарифов – прерогатива правительства. А ранее заместитель главы департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева заявляла, что в ближайшее время каких-либо изменений в расценках на ОСАГО ожидать не стоит. Самое ранее – 2009 год.
Заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов надеется, что корректировка тарифов по ОСАГО произойдет не позже следующего года. Кризис, по идее, должен лишь ускорить этот процесс. «Придется менять тарифы, быстрее их корректировать, нежели это можно было ждать при благоприятном развитии экономики. В противном случае я не очень себе представляю, как будет работать ОСАГО», – говорит Игорь Иванов.
Директор центра андеррайтинга и управления продуктами для физлиц и малого бизнеса РОСНО Александр Гурдус считает, что кризис станет катализатором процесса, который уже идет в последнее время на рынке ОСАГО, – сокращения числа операторов. По его мнению, если произойдет корректировка ряда поправочных коэффициентов, в частности, некоторых региональных, а также коэффициентов для молодых водителей с небольшим стажем, то основные участники рынка, скорее всего, не станут сокращать свои объемы. «В 2009 году мы ожидаем увеличения сбора премий как по ОСАГО, так и по каско в пределах 5–10% при условии сохранения нынешних тарифов. Серьезной поддержкой для страховых компаний стал бы пересмотр «автогражданских» тарифов в сторону повышения, поскольку сейчас этот вид бизнеса в убыточных регионах финансируется за счет поступлений по другим видам страхования», – говорит Александр Гурдус.
Как отмечает руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров, если поправочные коэффициенты останутся неизменными, то банкротства среди операторов ОСАГО участятся, их будет больше, чем прогнозируется на следующий год. По оценкам экспертов, сумма обязательств компаний, находящихся в зоне риска, значительно выше, чем размер гарантийных фондов РСА, и оставшимся участникам рынка придется вносить дополнительные средства. «Это может случиться уже в 2009 году, если и после этих событий не будут изменены поправочные коэффициенты, то к 2010-му добровольно сдавать лицензии на ОСАГО начнут крупные страховщики», – подчеркивает Денис Макаров.
Финанс.
Кадыкова М.