Правила расследования внутреннего мошенничества
Проблема внутреннего мошенничества, то есть обмана, совершенного сотрудниками страховых фирм, характерна для всех видов страхования.
Страхование, как вид деятельности, основанный на делегировании полномочий, неизбежно подвержено внутренним злоупотреблениям, как на этапе заключения договора, так и на стадии урегулирования убытков.
Приведем некоторые «золотые правила» расследования внутреннего мошенничества, разработанные коллегами из Великобритании (Дж. Коммер «Расследование корпоративного мошенничества»), которые будут крайне полезны для отечественных страховых компаний.
1. Легче попасть в сложную ситуацию, чем выйти из нее.
2. Человеку, ответственному за убытки, нельзя доверять расследование.
3. Следует избегать советников, которые предлагают нарушить закон.
4. Не все люди, занимающиеся расследованием, инспекциями или аудитом, любят свою работу или хорошо с ней справляются.
5. Успешное расследование связано с расходами.
6. Как правило, расходы на судебные разбирательства, на расследования и возвращение денежных средств составляют 10% от суммы похищенных средств.
7. Самые лучшие советники те, которые говорят, что вы неправы.
8. Для защиты своего авторитета или сокрытия своей виновности некоторые сотрудники умышленно не реагируют на симптомы мошенничества.
9. Ревизионные комиссии должны быть эффективны.
10. Личные финансовые интересы не должны мешать выполнению работником своих обязанностей.
11. В большинстве случаев мошенники контратакуют.
12. Сотрудник не может быть «немного нечестным».
13. Руководители, которые никогда не расследовали мошенничество и слишком много смотрят телевизор, полагают, что расследование мошенничества – это легкое, быстрое, дешевое и непременно успешное дело.
14. Совет, которому следует жертва в первые часы после обнаружения мошенничества, определяет исход дела.
Думается, если службы безопасности российских страховых компаний будут использовать данные правила, успех в расследованиях внутренних преступлений может быть предопределен.