Копейка рубль не бережет?
В первом полугодии текущего года российские страховщики стали отдавать больше, чем получать
Уверенное снижение
Десятка крупнейших страховщиков РФ в первом полугодии 2009 года собрала 144 млрд 635,798 млн рублей премий, что составляет 53,3% от общероссийского объема сборов без учета обязательного медицинского страхования (ОМС). Такие данные содержатся в материалах Федеральной службы страхового надзора (ФССН).
Выплаты крупнейших игроков страхового рынка были равны 74 млрд 848,592 млн рублей, что составило 55,4% от суммы возмещений. Уровень выплат составил 51,7%. Лидером по сбору премий среди российских компаний является страховая группа Росгосстраха, на которую приходится 11,8% общероссийских поступлений без учета ОМС.
Результаты первого полугодия свидетельствуют, что объем сектора личного страхования (кроме страхования жизни) сократился в первом полугодии на 9,5%. При этом на долю добровольного медицинского страхования пришлось 79%, а на долю страхования от несчастных случаев и болезней – 21%.
В первом полугодии 2009 года сектор страхования жизни сократился на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Сектор добровольного имущественного страхования сократился на 11,5%. Сектор добровольного страхования ответственности вырос на 9,9%.
Причины «минуса»
Собранные премии по имущественному страхованию снизились в первую очередь за счет КАСКО, на которое приходится сейчас половина сборов и 80% выплат в сегменте имущественного страхования.
Причины снижения рынка автострахования вполне очевидны. В последние годы страховщики активно сотрудничали с банками, которые выдавали автокредиты и требовали от заемщика застраховать автомобиль. Но по сравнению с прошлым годом объемы автокредитования обвалились почти в шесть раз. А это, как цепная реакция, потянуло за собой и сокращение премий КАСКО, которые упали на 17,5%.
Зато выплаты по страховкам выросли. Причины также очевидны: стоимость ремонта автомобилей росла вместе с курсом доллара, а у компаний оставались обязательства по договорам, заключенным в 2008 году.
Снижение выдачи ипотечных кредитов тоже сократилось в шесть раз по сравнению с прошлым годом, а это еще один фактор, обеспечивший падение страховых сборов. Компании, занимавшиеся ипотечным страхованием, зарабатывают лишь на платежах по старым полисам.
В страховании жизни основная часть снижения сборов пришлась на двух игроков: компанию «Русский Стандарт страхование» (сборы упали на 1,1 млрд рублей, до 317 млн рублей), которая страховала клиентов банка «Русский Стандарт» – лидера по потребкредитам, и СОГАЗ, работающий по корпоративным программам (сборы упали на 600 млн, до 272 млн рублей).
Клиенты, которые сами заключили «длинные» договоры накопительного страхования, теперь их досрочно расторгают. Надежды на быстрое восстановление сегментов страхования жизни и имущества не слишком радужные. К концу года ситуация может усугубиться: эксперты прогнозируют снижение рынка КАСКО на треть по сравнению с 2008 годом. По страхованию жизни прогнозы тоже мрачные: закрыть «кредитные» дыры за счет добровольной розницы практически нереально.
Кто уйдет первым?
На протяжении нескольких лет до кризиса специалисты Росстрахнадзора предостерегали: компании, у которых ОСАГО в портфеле превышает 50%, находятся в зоне риска. До кризиса их было около 30. С наступлением кризиса многие из них лишились лицензий и ушли с рынка.
До кризиса часть убытков в розничном бизнесе можно было покрыть за счет корпоративных договоров, но сейчас рентабельность бизнеса падает. Компании, у которых доля автострахования в портфеле выше 70%, , а уровень выплат больше 85%, находятся в зоне риска.
Пока что таким критериям соответствует 21 компания. Однако эксперты прогнозируют, что по итогам года количество компаний с серьезными проблемами в части платежеспособности будет исчисляться десятками.
Об этом говорит и статистика недовольства клиентов страховщиками. За первое полугодие в ФССН и ее территориальные инспекции поступило вдвое больше жалоб, чем за такой же период прошлого года (15 691 против 6 564). Подавляющее большинство обращений связано с автострахованием: на нарушения в ОСАГО поступила 7 381 жалоба (47%), в КАСКО – 6 953 (44%).
Большинство обращений клиентов в надзорный орган было связано с несоблюдением страховщиками сроков рассмотрения обращений и осуществления выплат. На втором месте жалобы на занижение страховщиками выплат, на третьем – на отказы в выплатах, на четвертом – на неверные расчеты премии, на пятом – на несогласие с размером возврата неиспользованной части премии, на шестом – на несогласие с размером выплат за вред жизни и здоровью.
Борьба с демпингом
Другая проблема страхового рынка в кризисный период – демпинг. Пытаясь привлечь клиентов, многие страховщики необоснованно снижают тарифы. За проблему взялась
ФССН, которая еще в июле сообщила о планах провести оценку тарифной политики страховых компаний. Одновременно ФССН рекомендовала страховщикам проверить соответствие тарифной политики требованиям действующего законодательства и принять меры по устранению выявленных нарушений.
Конечно, правила страхования, расчеты тарифов, методика актуарных расчетов, источник исходных данных и структура тарифных ставок, представленные в страхнадзор в порядке уведомления, не подлежат обязательной оценке на соответствие законодательству. В то же время страхнадзор вправе запросить у страховщика информацию, подтверждающую обоснованность расчета тарифов.
Также страхнадзор вправе выдавать предписания за нарушение условий, установленных для выдачи лицензии, в том числе за применение тарифов, не соответствующих представленным в надзор, и за несоблюдение требований к финансовой устойчивости и платежеспособности.
Кирилл Петров