Сколько будет стоить ОСАГО после отмены техосмотра. Прогноз от страховых
«МВД считает возможным разработать меры стимулирования автомобилистов к добровольному прохождению техосмотра», — заявил Михаил Черников. — Такими мерами могли бы стать понижение ставки транспортного налога, а также снижение стоимости полиса ОСАГО». Между тем опрошенные Autonews.ru страховые компании выступили против скидок. Эксперты в свою очередь не исключили, что стоимость полисов ОСАГО только повысится для тех, у кого нет диагностических карт. Страховщики не считают техосмотр влияющим на риски фактором В Российском союзе страховщиков (РСА) предположили, что некоторые страховщики, которые увидят корреляцию в возможности ДТП и фактом прохождения техосмотра, будут учитывать его прохождение как тарифный фактор. «Такая возможность уже существует. Но РСА не фиксирует существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью автовладельца: в среднем на 2 млн ДТП приходится 2 тыс. аварий с технически неисправными автомобилями. И даже в этих случаях далеко не всегда доказано, что именно техническая неисправность стала причиной ДТП. То есть аварий по причине технической неисправности автомобиля — меньше 0,1%», — уточнили Autonews.ru в РСА. В свою очередь директор департамента анализа и моделирования ПАО СК «Росгосстрах» Алексей Володяев отметил, что в компании не наблюдают статистически значимой связи между убыточностью клиента по ОСАГО и фактом прохождения техосмотра. «Поэтому мы не видим и возможности давать скидку за прохождение техосмотра», — сказали в «Росгосстрахе». Директор дирекции розничного страхования СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Пурсанов в беседе с Autonews.ru предположил, что при реализации идеи со скидками за прохождение техосмотра будет задействован механизм понижающих коэффициентов — по аналогии с «безаварийными» коэффициентами для водителей. «Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается на основе определенных факторов: стажа водителя, возраста автомобиля и ряда других. При этом наличие диагностической карты на цену не влияет — без нее просто не получится заключить договор ОСАГО для автомобиля», — отметил Пурсанов. В «Ингосстрахе» Autonews.ru рассказали, что компания исходит из объективных и измеримых параметров оценки страхователей. В случае с техосмотром, по словам представителей компании, нет данных о том, каким образом отсутствие или наличие диагностической карты сказывается на аварийности. «Соответственно, добровольный характер прохождения техосмотра со стороны водителя, безусловно, говорит о его добросовестности, которую, в то же время, невозможно оценить и чей «вес» в оценке риска сложно посчитать», — объяснил руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. В компании «АльфаСтрахование» выступили категорически против скидок. Чтобы страховой тариф зависел от любого фактора, необходимо сначала математически выявить высокую корреляцию этого фактора и страхового случая, объяснил директор департамента обязательных видов страхования Денис Макаров. «В данном конкретном случае для формирования статистики влияния фактора неисправности автомобиля или мотоцикла необходимо в каждом ДТП проводить автотехническую экспертизу, в ходе которой в том числе получать ответ на вопрос о причинно-следственной связи между неисправностью транспортного средства любого из участников аварии и наступившим ДТП. Все эти данные нужно хотя бы год вносить в единую базу и потом строить математическую модель, для тарификации фактора», — заявил Autonews.ru Макаров. По его словам, поскольку это невозможно ни технически, ни экономически и, в настоящее время, нет расчетной доли ДТП, произошедших по причине неисправности транспортных средств, то введение подобных скидок невозможно. Цена полиса не будет зависеть от техосмотра Как пояснили в «Ингосстрахе», одна из главных целей разработки законов по либерализации ОСАГО, к которой относится и инициатива с отменой прохождения техосмотра, — индивидуализировать предложение под конкретного водителя, исходя из анализа наиболее вероятных рисков для автовладельца. «Страховая компания не располагает статистическими данными, которые бы показывали повышение степени риска в зависимости от отсутствия диагностической карты. Поэтому, на наш взгляд, не совсем логично говорить о том, что добровольность прохождения техосмотра может повлиять на стоимость полиса», — считает руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. Скидки не убедят водителей проходить техосмотр В том, что страховые компании будут предлагать скидки за техосмотр, усомнился юрист в области автострахования Илья Афанасьев. При этом он считает, что у страховщиков даже при всем желании не будет возможности сделать достаточную скидку, поскольку большинство водителей по-прежнему будет пользоваться услугами «серых» станций техобслуживания. Соответственно у страховщиков просто не будет возможностей предоставить существенный дисконт. «Начиная с запуска системы ОСАГО, эта услуга не дешевела. Не произойдет это и сейчас. Идея отменить техосмотр — здравая. На этом и стоит остановиться. Зачем эти полумеры в виде добровольной проверки? Большинство автомобилистов хорошо следят за своими машинами. Да, это делают не все. У кого-то дворники не работают, кто-то ездит с треснутым лобовым стеклом, у кого-то шаровая хрустит. Но основная масса водителей покупает автомобили, чтобы на них безопасно передвигаться. И техосмотр — это атавизм», — считает Афанасьев. Эксперт напомнил, что после отмены системы государственного техосмотра не последовала вала ДТП из-за неисправных автомобилей. «Никакой скидкой проходить техосмотр водителей не загнать. Гарантия дилера — 3 года, приезжать на техосмотр нужно с 4 лет. Но водители обслуживают машины сами и содержат их в хорошем состоянии доступными им способами. Кто-то так и ездит к дилеру, кто-то — на знакомые СТО, а кто-то даже самостоятельно. Страховщики это знают, и я не верю, что они будут снижать цены на ОСАГО при наличии диагностической карты. Скорее они повысят тариф для тех, у кого нет техосмотра и оставят прежние цены для тех, у кого он есть», — подытожил Афанасьев. Пунктов техосмотра просто не останется Представители отрасли, с которыми поговорил Autonews.ru считают, что вскоре пункты техосмотра просто станут не нужны. «Это скорее психологический ход — пунктам техосмотра намекают, чтобы мы не отчаивались. Но это все равно бесполезно. Даже я, как владелец бизнеса, считаю правильным отказ от этого направления, — сказал генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко. В свою очередь директор ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев возмутился тем, что сначала пункты техосмотра обязали подготовиться к новым правилам и фотофиксации к 1 марта 2021 года, а потом реформу отменили. «Сначала пришло распоряжение: обеспечить доступность пунктов техосмотра, мы закупили оборудование, обучили сотрудников. Почему мы должны отвечать за то, что МВД не может справиться с серыми пунктами? Сейчас водители проезжают к нам на неисправных машинах, у них там кузов оторван от шасси, а нас просят быть лояльнее, потому что, якобы, техосмотр уже отменили», — раскритиковал обсуждаемые изменения Рогачев. Autonews.ru также направил запрос в Центробанк, курирующий отрасль автострахования. Там заявили, что данная инициатива МВД не поступала в Банк России. insur-info.ru