Чье каско дешевле
Разница в стоимости полисов каско с одинаковыми условиями страхования у крупнейших компаний может составлять 20–40%
Таковы выводы из исследования «Мониторинг программ каско для физических лиц» маркетингового агентства МАРКС и «Интерфакс-ЦЭА», проведенного в октябре этого года в Москве. Информация о стоимости полисов страхования от угона и ущерба (каско) для различных марок автомобилей собиралась методом таинственного покупателя (канал продаж – агентский).
Авторы исследования сравнивали программы 10 автостраховщиков, согласно данным «Интерфакс-ЦЭА» лидировавших в 2009 г. в Москве по объему собранных премий по каско (см. таблицу).
Агентам предлагалось рассчитать цену полиса со стандартным набором рисков – угон (хищение), ущерб вплоть до полной гибели автомобиля в результате ДТП, пожар, взрыв, стихийное бедствие, падение предметов, противоправные действия третьих лиц – для конкретных моделей автомобилей.
Откуда берут тарифы
Выбранные программы у различных страховщиков могли немного отличаться набором дополнительных услуг – например, наличием аварийного комиссара, дальностью выезда эвакуатора – или требованиями по установке дополнительной сигнализации, уточняет руководитель проекта «Страховой маркетинг» агентства МАРКС Наталья Абрамова.
По ее словам, некоторые нюансы были и в трактовке рисков. Например, «действия животных» отдельной строкой прописаны в полисах «Ингосстраха», МСК, а у ВСК, РОСНО и «УралСиба» этот риск отсутствует. А в правилах страхования «РЕСО-Гарантии» и Росгосстраха этот риск включается как один из вариантов ДТП (столкновение с животным).
Но такие маловероятные события не могут оказывать значительного влияния на стоимость страхования, утверждают опрошенные «Ведомостями» эксперты.
«Устанавливая тарифы по каско, страховщики обычно опираются на убыточность своего портфеля в прошлые периоды по данной модели автомобиля. Если, к примеру, в прошлом году застрахованные в компании машины этой модели часто угонялись, тариф по каско будет повышен», – объясняет 20–40-процентный разброс цен практически на идентичные продукты разных компаний, который выявил мониторинг, главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. Она вспоминает, что два-три года назад многие питерские страховщики из-за частых угонов вообще отказывались страховать Toyota Avensis. Некоторые компании сознательно занижают тарифы по каско за счет других видов страхования, чтобы увеличить свою долю в данном сегменте рынка, добавляет Долгополова.
Тарифы по каско, как добровольному виду страхования, не регулируются законодательно, страховщики могут устанавливать любую цену на полисы. Росстрахнадзор следит лишь за устойчивостью самих страховщиков, их финансовыми результатами – достаточностью капитала для осуществления страховой деятельности, замечает Яна Мирошниченко, руководитель департамента стратегического анализа финансовых рынков аудиторской компании «Мариллион».
Любимчики страховщиков
Мониторинг показал, что тарифная политика страховщика в отношении разных классов машин может в корне отличаться (см. инфографику). Так, у «УралСиба» сейчас одни из самых низких тарифов для бюджетных авто и максимальные – для дорогих иномарок (BMW X5, Mercedes S350, их дешевле страховать в СК «Цюрих»). Начальник отдела тарифообразования департамента андеррайтинга «Цюриха» Владимир Жуков называет дорогие иномарки привлекательным для компании сегментом.
У «АльфаСтрахования» все наоборот: по сути, запретительные тарифы по каско для ВАЗа, зато самые низкие – для Honda Accord и Toyota RAV4.
«Тарифы устанавливаются на каждую модель исходя из прогноза убытков. Для ряда дорогих иномарок у нас вполне выгодные тарифы и, наоборот, для ряда других недорогих иномарок – очень высокие», – уверяет Егор Лысой, продакт-менеджер по автострахованию СГ «УралСиб». Так что, выбирая самую дешевую программу для другой машины, придется проводить отдельное исследование, предупреждает Абрамова.
Можно дешевле
Удастся ли сэкономить, выбрав самый дешевый полис, – это еще вопрос, считает директор департамента комплексного страхования «Ингосстраха» Виталий Княгиничев, по его мнению, нельзя жертвовать таким критерием, как надежность страховой компании.
Выбор страховки не должен зависеть только от тарифов, очень важны условия выплаты возмещения (содержатся в правилах страхования) и то, насколько четко компания выполняет свои обязательства перед клиентами, соглашается Абрамова. Об этом опосредованно можно судить по прошлогодним объемам выплат по каско (см. таблицу).
На чем экономят
Любой автомобиль можно застраховать дешевле, если урезать покрытие или ухудшить качество продукта. «Можно выбрать франшизу (частичное покрытие страхователем ущерба) или отказаться от ремонта у официального дилера. А можно застраховаться только на случай полной гибели автомобиля», – перечисляет Княгиничев из «Ингосстраха».
Есть специальные экономпродукты. Так, «Каско Smart» от «УралСиба» предусматривает компенсацию лишь по двум страховым событиям, что удешевляет полис на 15–30%.
Ведомости