Отбор по Дарвину
Как отмечают специалисты, в целом минувший год для страхового рынка можно было назвать позитивным. Тем не менее говорить о радужных перспективах развития этого сектора российской экономики в 2011 году пока что рано – рост рынка, безусловно, продолжится, но не обойдется и без проблем. Так, скорее всего увеличение требований к размеру собственного капитала компаний существенно уменьшит их число, а усиливающаяся конкуренция довершит дело – выживут только сильнейшие, причем их может остаться совсем немного.
Как отмечает председатель правления, генеральный директор компании «Оранта Страхование» Райнхард Стари, развитие страхового рынка напрямую зависит от экономической ситуации в стране. «Если экономика продолжит восстановление и рост будет очевиден, то наступит подъем и в сфере страхования. Активный рост продаж автомобилей в этом году непременно приведет к оживлению рынка автострахования, так же как это происходило в докризисные годы, хотя, возможно, темпы роста будут не такими высокими, но в целом можно ожидать экономического роста и увеличения проникновения страховых услуг», – считает Райнхард Стари.
По мнению генерального директора страховой компании «Ростра» Дмитрия Маслова, рынок вырастет, но несущественно – максимальные ожидания могут быть на уровне 112%, что незначительно превышает инфляционные изменения. Прогнозы на 2011 год – ожидание роста с легкой стагнацией. «Иными словами, рост планируем – стагнация «в уме». Рынок не вышел из фазы кризиса. Он столкнулся с глубокими системными трендами, связанными с тем, что развитие обязательных видов страхования как локомотива всего рынка происходит вяло. При этом корпоративный сегмент и часть рынка автокаско объяты демпингом, что одновременно усугубляется довольно устойчивым ценовым давлением рынка перестрахования», – поясняет Дмитрий Маслов. «Если состояние экономики не ухудшится, а останется на текущем уровне или будет улучшаться, то однозначно будет происходить рост страхового рынка. При сохранении нынешних показателей экономики рост составит порядка 10–15%», – считает генеральный директор страховой группы «Межрегионгарант» Евгений Потапов.
По-прежнему не восстановилась тенденция 2007–2008 гг., когда розничные потребители в явном виде продемонстрировали стремление к диверсификации своего портфеля, что сильно подстегивало страховщиков к развитию продуктовых, ценовых и маркетинговых предложений. «Рынок заметно откатился назад, занял выжидательную позицию, и положительных трендов в тех или иных его сегментах по-прежнему недостаточно для компенсации потерь двух предыдущих сезонов», – говорит Дмитрий Маслов. «В 2011 году, на мой взгляд, продолжится процесс концентрации рынка, сопровождающийся уходом мелких и недобросовестных компаний, активно использовавших в последние годы демпинговые механизмы. Таков будет один из основных итогов финансового кризиса», – добавляет председатель правления страховой группы «СОГАЗ» Вадим Янов.
«По нашим оценкам, 2011 год для развития отечественного страхового рынка будет весьма непростым. Усиление требований к размеру собственного капитала компаний и увеличение уровня конкуренции на рынке станут основными стимулами для поиска новых инвесторов и других способов увеличения капитала и усиления рыночных позиций. Продолжающаяся игра с демпингом порождает финансовую нестабильность многих страховщиков», – говорит директор департамента стратегического анализа финансовых рынков аудиторской компании «Мариллион» Яна Мирошниченко.
Как отмечают участники рынка, впереди немало задач, решение которых надолго откладывать не хотелось бы. В частности, по словам Евгения Потапова, на законодательном уровне необходимо ввести в договоры автострахования франшизу. «Без нее этот сегмент не может нормально развиваться, компании «заваливаются» множеством мелких убытков, а расходы на организацию дела возрастают многократно. В европейских странах практически невозможно застраховать автомобиль без довольно-таки внушительной франшизы. При этом если отдельный страховщик попробует ввести франшизу в договоры страхования, то многие автовладельцы будут уходить в другие компании. Именно поэтому ее необходимо вводить в законодательном порядке», – подчеркивает Евгений Потапов.
По мнению страховщиков, также следовало бы ввести минимальный тариф на автострахование, ниже которого принимать на страхование автомобиль страховщики не имели бы права. «Сегодня разгул демпинговых цен попросту разрушает рынок и серьезно подрывает доверие страхователей, которые покупают полис за смешные деньги и впоследствии сталкиваются с вполне прогнозируемым отказом в выплате или банкротством страховщика и теряют веру в страхование в целом», – говорит Евгений Потапов. Также, по его мнению, следует создать единую базу по убыткам и законодательно обязать страховщиков регулярно предоставлять для нее соответствующие данные, в противном случае уже очевидно, что на добровольных началах эта база никогда не появится и мошенники по-прежнему будут чувствовать себя весьма вольготно.
Финансовые известия