Не говори ОСГОП: таксисты просят отложить введение страховки перевозчиков
Таксопарки просят отсрочить введение требования об обязательном страховании гражданскои? ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСГОП) на 2028 год. Оно должно вступить в силу с 1 сентября 2024-го. В письме в Минтранс и Госдуму представители Общественного совета по развитию такси предупреждают, что новые правила функционирования отрасли ускорят отток водителей. Уже сейчас 30% машин автопарков работают не как сервис такси, а на доставку, отмечают участники рынка. Старый новый полис Отложить на три года (до 2028-го) вступление в силу закона об обязательном полисе ОСГОП для водителей такси попросили власти представители отрасли. Общественный совет по развитию такси направил обращение в Минтранс и Госдуму, заявляя, что новая норма, в частности, может осложнить массовую легализацию самозанятых водителеи? такси и создать дополнительные административные барьеры. Требование обязательного наличия ОСГОП у перевозчиков должно вступить в силу с 1 сентября 2024 года. В декабре в сервисе «Максим» сообщили, что в статусе самозанятых в России работают 2–2,5 млн водителей. Справка «Известий» ОСГОП — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, кроме метро и такси. Оно стало обязательным в 2013 году. В 2023-м Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, который распространяет норму об обязательном ОСГОП на такси. Сейчас, согласно Гражданскому кодексу, компенсацию за нанесенный ущерб выплачивает владелец транспортного средства, по чьей вине произошло ДТП. Вред пострадавшему возмещается за счет страховой компании виновника по полису ОСАГО. С 1 сентября 2024 года штраф за отсутствие ОСГОП для ИП или директора транспортной организации составит от 40 тыс. до 50 тыс. рублей. А для юрлица — от 500 тыс. до 1 млн рублей. ОСГОП — это уже второй вид страховки в сфере такси, напомнил «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По предварительным расчетам Банка России, стоимость этого полиса будет составлять 1,3–5,4 тыс. рублей. — Пассажира уже защищает ОСАГО. Кроме того, что касается тарифов, то «дружелюбными» они могут показаться только в первый год. А потом они начнут расти, как это происходит с ОСАГО, — отметил Антон Шапарин. Причина того, что водители работают «в серую», — стоимость ОСАГО, считает автомобильный эксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин. — В среднем полис ОСАГО в зависимости от региона может обходиться водителю такси в 100–150 тыс. рублей, — отметил эксперт. — При средней зарплате в 100 тыс. рублей это невыгодно, так как стоит учитывать обслуживание авто, процент агрегатору и аренду автомобиля. Еще в 2022 году президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев поднимал вопрос о том, что многие таксисты работают «в серую». Такие выводы он сделал на основе количества оформленных перевозчиками полисов ОСАГО. — В 2022 году договоры ОСАГО были заключены с 170 тыс. такси. При этом в России насчитывается около 400 тыс. автомобилей такси. Это говорит о том, что большая часть водителей скрывает реальную цель использования автомобиля, — сказал он. Зачем необходимо ОСГОП Законопроект о расширении ОСГОП на таксистов был внесен в Госдуму еще в марте 2018 года и тогда же принят в первом чтении. Но до второго и третьего инициатива добралась только в 2023 году. Ее авторы считают, что «доступность услуги по перевозке легковыми такси для граждан и экономическая выгода этого бизнеса приводят к неконтролируемому увеличению парка легковых такси, непрофессионализму водителеи?, злоупотреблениям в этои? сфере и сопровождаются повышенными рисками для здоровья и безопасности граждан». Кроме того, депутаты хотели уравнять компенсации для пассажиров автобусов и такси. — Принятие закона позволит в четыре раза повысить размер выплат, на которые могут претендовать граждане и их наследники в случае причинения вреда их жизни или здоровью при перевозке в такси, — сказал, выступая в парламенте, один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Но сейчас эксперты отмечают, что еще один вид страхования создаст дополнительную нагрузку на водителей такси. Так, в Общественном совете по развитию такси напомнили, что полис ОСГОП оформляется на одно транспортное средство и действует в течение года. Но многие самозанятые водители берут автомобили в аренду и меняют их. В таком случае им придется оформлять полис на новую машину. «В течение года смена автомобиля может произои?ти более пяти раз, что приведет к значительным финансовым потерям из-за повторных приобретении? страхования ОСГОП, — говорится в обращении. — При этом в ОСГОП не предусмотрена система перерасчета или компенсаций в случае досрочного расторжения договора о страховании». Авторы обращения просят разрешить водителям переоформлять полис на новый автомобиль без дополнительных выплат. В Общественном совете по развитию такси обеспокоены неравноправными страховыми выплатами. В частности, при ДТП вне зависимости от того, кто виноват, пассажиры могут рассчитывать на компенсации до 2 млн рублей. Но водителям и пешеходам полагаются выплаты до 500 тыс. рублей по ОСАГО. «Мы считаем, что риск для всех участников аварии одинаков, и такие выплаты нарушают права граждан», — указывается в письме. В Минтрансе «Известиям», подтвердили получение письма и сообщили, что рассмотрят его «в установленном порядке». Председатель комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев от комментариев отказался. При этом еще в мае 2023 года Минтранс рекомендовал отложить оформление таксистами ОСГОП до 1 сентября 2025 года, заявил в ходе заседания комитета Госдумы по финрынку 31 мая 2024 года замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта ведомства Владимир Луговенко. Зачем откладывать ОСГОП Введение дополнительных обязательных требований будет способствовать еще большему оттоку водителей такси в другие сферы, считает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. — Сейчас в ряде таксопарков примерно 30% машин работает в доставке, — отметила она в разговоре с «Известиями». — Водителям это выгоднее, чем возить пассажиров: не надо ОСАГО, не потребуется ОСГОП, нет проблем с оформлением путевых листов и прохождением медосмотров, не надо раз в полгода проходить техосмотр. Доход получается таким же, как от работы в такси, а проблем значительно меньше. Ирина Зарипова добавила, что ожидаемый отток водителей из такси усугубит дефицит кадров, а из-за этого подорожают тарифы на перевозку. Поездка, которая сейчас обходится пассажиру в 1 тыс. рублей, поднимется, по ее оценке, до 1,3 тыс. рублей. ОСГОП ориентировано прежде всего на юридические лица, в то время как в такси работает большое число индивидуальных предпринимателей и самозанятых, отметил руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус. Просьбу Общественного совета по развитию такси поддержал Антон Шапарин. — Пассажиров уже защищает ОСАГО, — напомнил эксперт «Известиям». — Кроме того, сумма компенсаций просто неоправданно огромна. Хотя уровень риска в такси ниже, чем в общественном транспорте. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России (НЦ БДД), количество ДТП с участием легкового такси в 2023 году сократилось на 7,4%. А аварий с автобусами стало больше. В 2023 году количество таких ДТП выросло на 8,1%. Полис ОСГОП для такси будет стоить примерно 2,6 тыс. рублей, рассказали «Известиям» в пресс-службе Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА. Но, несмотря на невысокую стоимость, это может ударить по карману водителей, считает Виктор Кондрашин. — Учитывая, что многое будет зависеть от водителя и региона, где он прописан, не стоит рассчитывать на минимальную стоимость, — отметил эксперт. Он указал, что это очередные дополнительные расходы: большинство таксистов сейчас арендуют автомобили, а это от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей в сутки. Роман СОЛДАТОВ, Кирилл САЗОНОВ insur-info.ru