Стоит ли ждать повышения цен на каско?
Заводя разговор о состоянии рынка автострахования в нашей стране, нужно понимать, что общие тенденции этой сферы услуг будут во многом совпадать с тем положением, в котором находится, собственно, автомобильный рынок. Аналитики часто акцентируют внимание на том, что все кризисные явления, которые коснулись авторынка в России, с некоторой временной задержкой проявили себя и на уровне страхования. Вполне ожидаемо, что и восстановление после «провального» прошлого года, сегодня наблюдаемое на автомобильном рынке, во втором полугодии коснется и автострахования.
Другими словами, по итогам 2010 года эксперты вполне законно ожидают некоторого оживления и даже прироста в этой сфере услуг. «Поскольку кризис в страховании всегда протекает с некоторым лагом, то в первой половине 2010 года еще продолжались кризисные тенденции 2009 года, – развивает тему Александр Горин, заместитель генерального директора по автострахованию компании «АльфаСтрахование». – Российский рынок автострахования может недосчитаться еще около 25 компаний. Если в 2009 году РСА выплатила из своих фондов около 3,5 млрд руб., то в 2010 году может выплатить до 5 млрд. Однако рынок стал оживать, в том числе за счет госпрограммы покупки автомашин в обмен на «автохлам». Рынок начал выбираться из «ямы», как по каско, так и по ОСАГО».
Для адекватной оценки существующей ситуации с тарифами необходимо напомнить основные тенденции прошедшего полугодия. Наблюдаемое падение по каско в начале 2010 года нашло свое отражение в итогах первого квартала, когда рынок сократился на 10–15%. Однако второй квартал этого года показал улучшение: объемы продаж, по разным экспертным оценкам, скорее всего, покажут сокращение от 5–7% до максимум 10%. «Второй квартал, скорее, оптимистичный, намечается определенное оживление в кредитовании населения, конца года ждем со сдержанным оптимизмом», – говорит Алексей Володяев, руководитель департамента андеррайтинга страховой компании «МАКС». Рынок ОСАГО показал прирост по первому кварталу в немалой степени и оттого, что были изменены территориальные коэффициенты с апреля прошлого года. «Между тем объем продаж в количественном изменении вырос на 1,5% против объема премии, которая выросла на 15% за первый квартал этого года, – заявил Александр Горин. – В целом, мы ожидаем прироста по ОСАГО в первом полугодии в 10%».
Откровенно говоря, самое главное, что интересует рядового потребителя во всей этой аналитике и расчетах, так это ответ на конкретный вопрос: стоит ли ожидать повышения стоимости по каско в осенне-зимний период или все пока останется в том виде, как есть? Мнения экспертов в этом вопросе прямо противоположные. Алексей Володяев, к примеру, убежден, что повышения стоимости пакета услуг в ближайшем будущем не предвидится и, более того, с улучшением общей экономической ситуации нужно будет ждать, скорее, их понижения, поскольку конкуренция на рынке автостраховщиков весьма высока, а в борьбе за потребителя понижение цен – самый выигрышный ход. Однако противоположная точка зрения выглядит более обоснованной. Если продолжать исходить из простого наблюдения о том, что все основные тенденции автомобильного рынка всегда отражаются на автостраховании, только с некоторой временной задержкой, повышение тарифов выглядит гораздо более вероятным событием. Как утверждает Александр Горин, рост стоимости страховки произойдет по 2 причинам:
1. рост страховой суммы;
2. незначительный рост тарифа.
Основные тенденции авторынка таковы, что сейчас стоимость машин, как новых, так и старых, растет. Согласно аналитическим оценкам, по итогам 2010 года новые автомобили подорожают на 15%, подержанные – на 30%. Этот рост пропорционально отразится на стоимости страховки. Если вырастет стоимость автомобиля, то вырастет сумма страховой премии. Однако поскольку резкого роста цен на машины не ожидается, сам тариф если и изменится, то незначительно.
Для наглядности давайте проведем небольшие расчеты исходя из «среднестатистического тарифа» по страховке автомобиля. Разумеется, что в различных компаниях такой «усредненный» договор будет выглядеть по-разному. Например, в компании «МАКС» чаще всего страхуемый сегмент – это иномарки стоимостью до 500 тыс. руб., средний тариф по этому сегменту составляет около 8%. В денежном эквиваленте это будет равно 40 тыс. руб. Услуги стандартные: круглосуточная диспетчерская служба, эвакуатор, выезд аварийного комиссара на место ДТП, прием заявления и оформление документов по страховому случаю без сбора справок из ГИБДД. Наиболее популярные страхуемые машины в компании «АльфаСтрахование» – это тоже иномарки. А чаще всего договор заключается на Volkswagen Passat. Средняя стоимость тарифа колеблется в районе 50 тыс. руб. Если увеличение стоимости каско неизбежно и находится в пропорциональной зависимости от ожидаемого роста цен на иномарки, то повышение тарифов на 5–10 тыс. руб. к концу текущего года выглядит вполне логичным последствием.
РосБизнесКонсалтинг