Потерянное в сети вернут

Ущерб от жуликов в Интернете будут страховать

В Москве впервые выдан полис о страховании ответственности платежной системы. Полис включает страхование от противоправных действий в отношении компьютерных систем и компьютерной информации, несанкционированного доступа в систему, действия вредоносных компьютерных программ, а также от возможных ошибок сотрудников самой системы. Это не комплексное страхование банковских рисков, речь идет о страховании ответственности перед потребителями услуг системы, то есть перед физлицами.

Отвечая на вопрос нашего корреспондента, заместитель генерального директора Росгосстраха Кирилл Якимишен сказал, что на Западе все ведущие платежные системы имеют аналогичные полисы страхования ответственности перед третьими лицами за причиненный ущерб с огромными лимитами страхового возмещения. А в России количество финансовых учреждений, получивших полисы комплексного страхования, невелико и ограничивается самыми крупными кредитными организациями. У нас всего 30 банков из первой сотни имеют полисы BBB (комплексное страхование банковских рисков – Bankers Blanket Bond). Страховых случаев по этим полисам в России немного. В основном это крупные выплаты, которые можно выразить семи-, восьмизначными суммами. Связаны такие случаи, как правило, с так называемой нелояльностью работников (нечестные действия сотрудников банка) и разного рода компьютерными преступлениями. А вот небольшие убытки банки, как правило, не разглашают, так как это вредит их репутации.

Страхование ответственности очень важно для развития рынка моментальных платежей, которому, по мнению экспертов, принадлежит большое будущее. Его прирост составит более 15% в год за счет постепенного освоения различных сегментов платежей. Эта тенденция вплотную взаимосвязана с повышением доступности (снижаются цены на Интернет) и проникновения Интернета на территории России. Также все больше россиян становятся обладателями карточных счетов и потребителями банковских услуг. Этому способствует и выполнение банками и разными ведомствами государственной задачи по повышению финансовой грамотности населения страны. У многих россиян на этой почве возникает желание воспользоваться услугами интернет- и мобильного банкинга.
В 2009 году рынок мгновенных платежей оценивался экспертами в более чем 600 млрд рублей. Однако емкость сегмента гораздо больше – по разным оценкам, вплоть до 4 трлн рублей. Причем все большее распространение получают интернет-платежи: так, если в 2006 году они составляли всего 2,6% в структуре рынка мгновенных платежей (остальное приходилось на платежные терминалы), то сейчас этот показатель уже составляет около 6%, а в перспективе он может достигнуть 10%.

По данным банковской платежной системы HandyBank, в структуре моментальных платежей превалирует оплата мобильной связи и Интернета. Так, в настоящее время 79% владельцев мобильных телефонов используют именно моментальные платежи. 37% интернет-услуг также «проводится» через Интернет или платежные терминалы. Кроме того, посредством мгновенных платежей россияне достаточно часто оплачивают контентные ресурсы (18%), покупки в интернет-магазинах (7%), погашают кредиты (5%) и проводят ЖКХ-платежи (2%). Гораздо реже, но тоже случается, что через эти системы перечисляют средства на оплату налогов, штрафов, покупают билеты и оплачивают обучение.

Аналитики отмечают, что основным препятствием, сдерживающим развитие рынка интернет-платежей, является психологический фактор. Люди боятся потенциального мошенничества. Многие до сих пор не рассматривают Интернет как безопасную среду, чему способствуют как объективная информация о степени безопасности работы в Интернете, так и истории о хакерах, которым по силам разрушить любые системы защиты.
Опросы показывают, что более всего люди боятся потенциальной угрозы утечки их персональных данных. По данным платежной системы VISA, около 23% транзакций в Интернете так и не производится из-за боязни клиента ввести запрашиваемую электронным магазином персональную информацию о клиенте.
Мошеннические транзакции, совершенные с помощью украденных реквизитов карт, магазины, бесследно исчезающие с рынка после успешно исполненных афер, фиктивные сайты, предназначенные для сбора информации о картах клиентов, полная «очистка» электронных счетов – все это постоянные спутники сегодняшнего рынка интернет-платежей.
Некоторые интернет-продавцы утверждают, что каждая четвертая попытка провести транзакцию через Интернет является мошеннической. Большинство таких транзакций завершаются отказом от авторизации из-за неправильного номера карты или срока действия карты. Еще более угрожающе выглядят данные системы VISA, утверждающей, что 47% случаев предъявления ее карточек через Интернет оказываются мошенническими.

Российская бизнес-газета

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page