ОСАГО может подорожать с нового года
В этом году обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) исполнилось ровно 10 лет. За время, прошедшее с момента его введения, этот страховой инструмент бессчетное количество раз подвергался жесточайшей критике. Вот и сейчас полемика по поводу ОСАГО разгорается с новой силой. Виной тому поправки в закон об «автогражданке», готовящиеся в Государственной думе к процедуре второго чтения.
В чем суть предлагаемых изменений? Основной смысл сводится к тому, что существующие нормы выплат уже не выдерживают совершенно никакой критики: не более 160 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью каждого потерпевшего, и не более такой же суммы в части возмещения имущественного вреда потерпевшим, - это уже действительно анахронизм. Предлагается повысить их до полумиллиона и 400 тысяч рублей соответственно. Естественно, за счет удорожания стоимости самих полисов.
Учитывая, о каких суммах идет речь в масштабах всей страны, становится понятно, почему по этому поводу разворачиваются столь ожесточенные споры. Ведь ОСАГО - это не просто страховка, это обязательная страховка, очень похожая на завуалированный налог, бьющий по карману каждого автовладельца без исключений, причем зачастую достаточно сильно. Ведь далеко не в каждом российском регионе уровень жизни настолько же высок, как в Москве или Санкт-Петербурге.
Что любопытно, несмотря на 10-летнюю историю «автогражданки», в России до сих пор немало тех, кто считает, что ОСАГО себя не оправдало и что от него нужно отказываться. Впрочем, страховщики придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Мол, сам факт существования полисов ОСАГО фактически изжил разборки на дорогах после ДТП, а история с «Мерседесом» и «Запорожцем» более не имеет связи с реальностью, оставшись только анекдотом. Звучат и цифры: за 10 лет работы было урегулировано 17 миллионов страховых случаев, выплачено более 400 миллиардов рублей страховых премий. Только за 2012 год осуществлено выплат на общую сумму 61,97 миллиарда рублей. Это на 8,6 процента больше, чем годом ранее (и в первом, и во втором случае - данные Российского союза автостраховщиков). Ширится и растет практика прямого возмещения убытков и упрощенного оформления документов о ДТП (так называемый «Европротокол»).
У противников ОСАГО тоже нет проблем ни с логикой, ни с цифрами. Разборки на дорогах, может быть, действительно остались в прошлом, однако автоподставщики как работали, так и работают на улицах крупных городов. В их деятельности нет прямой связи с ОСАГО? Зато она есть у мошенников, умело пользующихся действующими правилами страхования. Бизнес несет от деятельности преступников существенные потери, компенсируем которые в конечном счете мы с вами.
Объем выплат за 10 лет, конечно, впечатляет, однако за этой цифрой не видно простых человеческих трагедий, когда над полученной на руки «кучи денег» остается только плакать, потому что осуществить ремонт на них невозможно при всем желании. И тут уж ничего не попишешь...
Выплаты производятся с учетом износа. Таковы правила. Вот только аналогично изношенной работоспособной детали при всем желании в магазинах найти не удастся. Придется покупать новую, а она, естественно, обойдется гораздо дороже.
Прямое возмещение убытков (когда пострадавший обращается не в страховую компанию виновника ДТП, а в свою собственную) действительно получило более широкое распространение, однако, если говорить об абсолютных цифрах, то его объемы не особо впечатляют: 11,9 миллиарда рублей по итогам 2012 года (по сравнению с 2011 годом прирост составил 22 процента). Растет и число обращений по «Европротоколу» (его бюджет планируется увеличить с 25 до 50 тысяч рублей, а в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях лимита вообще не будет), но опять-таки водители относятся к новинке достаточно настороженно. За минувший год доля ДТП, оформленных по упрощенной схеме, составляла 5-6 процентов, в настоящее время она достигла отметки в 8 процентов.
Есть у экспертного сообщества и вопросы, касающиеся организации деятельности самих страховых компаний. Мы уже приводили объем страховых выплат за прошлый год - 61,97 миллиарда рублей, но за тот же период общий размер собранных страховых премий составил 120,9 миллиарда (рост по сравнению с 2011 годом - 13 процентов). Разница почти двукратная. Не актуальнее ли задуматься над вопросом повышения эффективности ведения бизнеса, чем заводить разговор об увеличении стоимости полисов?
Справедливости ради стоит сказать, что это соотношение смущает и самих страховщиков. По информации, полученной из неофициальных источников, они загодя начали подготовку к дискуссии по вопросу повышения страховых премий - по крайней мере, крупнейшие игроки этого рынка в 2013 году (и особенно ближе к его концу) платили щедрее и оперативнее, чем обычно. Так что по итогам текущего года дисбаланс, скорее всего, сократится, и есть основания полагать, что существенно.
Законопроект уже прошел процедуру первого чтения, 22 октября состоялись парламентские слушания. Впереди - второе, самое главное чтение документа. При благоприятном для инициаторов поправок в закон об «автогражданке» стечении обстоятельств вступить в силу он может уже с начала будущего года.
Однако, чтобы это произошло, должен быть произведен огромный объем работы. В частности, наконец-то разработаны единые критерии методики оценки ущерба транспортных средств в результате ДТП. Это если и не снимет всех вопросов относительно справедливости выплат с учетом износа, то хотя бы сократит количество споров между потерпевшими и страховщиками по поводу расчетов размера причиненного ущерба.
Еще один любопытный момент: не получится ли так, что практически в течение года в России параллельно будут действовать полисы ОСАГО старого и нового образца. А если это произойдет, то не заставят ли водителей, застраховавшихся скажем в сентябре, доплачивать. Впрочем, второе чтение для того и существует, чтобы дать ответы на эти и многие, многие другие вопросы.
Трибуна