Институт страховых представителей в системе ОМС в РФ заработает с 1 июля – эксперт
«Система информационной поддержки силами страховых поверенных для владельцев полисов ОМС задумывалась в рамках проекта как многоуровневая, проект на полную мощность заработает к 2018 году. К этому сроку должны заработать все три уровня защиты граждан. При этом хотелось бы отметить, что поверенным в ОМС выступает не отдельный человек, но вся страховая компания, выдавшая полис, она сможет организовать разностороннюю помощь пациенту «,- пояснил он. Д.Кузнецов добавил, что специальные подразделения по информированию граждан в компаниях уже действуют, этому направлению особенно в крупных компаниях, специализированных на ОМС, уделяется большое внимание. Работают колл-центры, некоторые в круглосуточном режиме. «Мы считаем, что реализация этого проекта позволит повысить доверие граждан к страховым компаниям как к организациям, стоящим на защите их интересов, способным дать квалифицированную консультацию, в том числе по медицинским и правовым вопросам, - сказал Д.Кузнецов.- Каждому застрахованному по ОМС гражданину рекомендуем иметь под рукой телефон колл-центра своего медицинского страховщика, это важно». При этом он добавил, что перед страховыми представителями не стоит задачи подменить собой организацию здравоохранения. «Если вопросы касаются нехватки врачебных кадров, отсутствия в медицинской организации необходимого диагностического оборудования, обеспечения льготными лекарственными препаратами - эти компетенция органов управления здравоохранением. Здесь лучше обратиться к главврачу медучреждения или в Росздравнадзор. Но если вопросы связаны с организацией оказания медицинских услуг, их своевременностью и надлежащим качеством, поможет консультация страховщика ОМС, страхового представителя», - сказал глава МСМС. Трехуровневая защита Сотрудники 1-го уровня информцентра страховщика ответят на типовые вопросы граждан о том, как прикрепиться к медучреждению, где получить полис, застрахованным сообщат о возможности и порядке проведения профилактических мероприятий (диспансеризации, профосмотров, включенных в программу ОМС), сообщил Д.Кузнецов. «Если вопросы требуют более глубокого погружения в специфику защиты прав застрахованных при получении медпомощи, происходит переключение на специалистов 2-го и 3-го уровня, в ведение которых входит спектр вопросов, касающихся порядка получения медпомощи, вопросов организации госпитализации, адекватности рекомендаций по получению медицинских услуг, качества оказания медицинской помощи. Такие консультации уже требуют экспертизы, их дают люди с медицинским образованием», - добавил он. Кроме того, проект предусматривает возможность организации судебной поддержки застрахованных, чьи права были грубо нарушены, если пациентам был причинен ущерб. Эффективность здравоохранения Вопросы эффективности российского здравоохранения обсуждались на прошлой неделе на панельной сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Заместитель министра здравоохранения Наталья Хорошавина в ходе дискуссии заявила, что приоритет ведомства сегодня определен как «повышение клиентоориентированности в российском здравоохранении». Она напомнила, что в последние годы объем бюджетного финансирования отрасли увеличился почти вдвое. Государственная целевая программа «Здоровье» завершилась успешно, она позволила обеспечить медцентры современным оборудованием, теперь создается единая федеральная IT-система, которая позволит повысить качество управления отраслью. Программа «Здоровье» буквально за несколько лет также позволила значительно снизить показатели смертности в РФ, особенно младенческой. Комментируя ход этой части дискуссии, Д.Кузнецов заявил, что страховщики с их системой экспертизы оказанных в ОМС услуг, с консультированием пациентов полностью вписываются в парадигму повышения качества услуг в медицинской сфере. Этой цели служит не только консультирование граждан, но и проведение экспертизы услуг медучреждений. Руководитель Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования Гузель Улумбекова - ведущая панельной дискуссии на ПМЭФ, посвященной эффективности российского здравоохранения, привела данные ежегодного рейтинга известного международного агентства, где Россия по показателю эффективности системы здравоохранения (качество услуг с учетом финансирования) оказалась на предпоследнем месте списка. По этому показателю ее обогнали Белоруссия, Казахстан, Алжир, Азербайджан и Турция. В ходе интерактивного голосования участники панельной дискуссии определили эффективность системы здравоохранения в диапазоне «средней и плохой» оценок, такой же оказалась оценка современного профессионализма врачей всех уровней в РФ, оценка интегральных показателей здоровья населения страны. Большинство участников обсуждения высказались за разработку в РФ специальной стратегии развития здравоохранения, за создание новой национальной программы «Здоровье 2», где упор, в частности, делался бы на повышении профессионализма врачей. Не платить за бесплатное Представители медицинского сообщества и ведомств отрасли в ходе обсуждения отмечали, что значительная часть нарушений в ОМС связана с ситуациями, когда бесплатные услуги, включенные в программу гарантий по ОМС, лечебные учреждения предлагают пациентам за деньги. Генеральный директор компании «СОГАЗ-Мед» Алексей Плехов в ходе круглого стола по вопросам медстрахования в Москве в июне сообщил, что эксперты СК выявляли ситуации, когда медуслуга оплачивалась сначала самим гражданином, введенным в заблуждение относительно его прав лечебным учреждением, а затем счет на оказание услуги выставлялся СК для безналичной оплаты из средств системы ОМС. «Если держатель полиса будет четко знать, что по всем вопросам найдет поддержку у страховщика, будет активно пользоваться консультациями СК, злоупотреблений станет меньше», считает страховщик. Правительство готовит свои меры ужесточения контроля за соблюдением прав застрахованных в системе ОМС. Так, на прошлой неделе депутаты начали обсуждать законопроект, предусматривающий введение новых штрафных санкций за нарушения прав пациентов. Для физических лиц вводятся штрафы на уровне 15-20 тыс. рублей, для юридических лиц - до 300 тыс. рублей. В частности, оштрафовано лечебное учреждение может быть за непредоставление пациенту информации о его правах. Как пояснил президент МСМС Д.Кузнецов, в данном случае речь идет не о штрафных санкциях, налагаемых СК, эти штрафы будут применяться по решению контрольных органов здравоохранения. Зампредседателя федерального Фонда обязательного медицинского страхования Светлана Карчевская, на круглом столе в рамках ПМЭФ заявила, что «не сомневается в правильности стратегии внедрения страховых принципов в ОМС». По ее словам «институт страховых представителей может стать этапом на пути постепенного введения таких принципов в нашу медицину». С.Карчевская добавила, что следует опасаться необдуманных и резких экспериментов в столь социально-чувствительной сфере. Правильней решать конкретные проблемы, выявляя и «расшивая» узкие места шаг за шагом. Она высказалась против предложений ряда медэкспертов о полном возврате РФ к бюджетной модели развития. «Еще не так давно мы, уезжая в отпуск, не могли рассчитывать на медицинскую помощь по полису ОМС в чужом городе. Люди были «приписаны» к своим поликлиникам. Сегодня у них есть выбор поликлиники, врача, страховщика. Это завоевание для людей», - сказала она. По данным статистики Банка России, в первом квартале 2016 года объем бюджетных средств, предназначенных на оплату медицинской помощи в ОМС, составил 327,6 млрд рублей, что на 3,3% больше показателя прошлого года. Средства, поступающие страховщикам ОМС для последующей оплаты услуг, оказанных лечебными учреждениями, на 95,7% обеспечиваются территориальными фондами ОМС. Согласно законодательству РФ, страховщиком в ОМС выступает территориальный фонд ОМС, коммерческие страховщики являются агентами фонда. К 1 января 2017 года российские страховщики ОМС должны по закону завершить увеличение уставных капиталов с 60 млн рублей до 120 млн рублей и укрепить свою финансовую базу. Финмаркет