Новое ОСАГО: быстрее, выше, дороже

Банк России завершил реформу правовой базы автострахования: утверждены новые тарифы и правила ОСАГО, порядок проведения оценки ущерба, а также стандарты для каско. Полисы обязательного страхования подорожают максимум на 30%, но взамен автовладельцы получат повышенные выплаты в короткий срок и упрощение порядка оформления ДТП.
Банк России завершил реформу правовой базы автострахования: утверждены новые тарифы и правила ОСАГО, порядок проведения оценки ущерба, а также стандарты для каско. Полисы обязательного страхования подорожают максимум на 30%, но взамен автовладельцы получат повышенные выплаты в короткий срок и упрощение порядка оформления ДТП.

Требования к страховщикам, в свою очередь, ужесточены. Они вынуждены продавать более дорогие полисы по низким ценам, а любая задержка в выплате может обернуться пеней из расчета 365% годовых.

Реформа связана с изменением законодательства об ОСАГО, а также передачей полномочий регулятора страхового рынка Банку России.

Сколько стоит?

Практически единственное положительное изменение для страховых компаний (и неприятное для их клиентов) – повышение тарифов. Согласно подписанным главой Банка России Эльвирой Набиуллиной указаниям, максимальные базовые ставки увеличиваются на 30%.

Сами участники рынка неоднозначно оценивают новый «прайс». Первый заместитель генерального директора страховой компании «АСК» Юрий Берхман считает увеличение соразмерным. «Пока сложно оценить возможный рост убыточности, уровень аварийности и так далее. Например, большинство запчастей – иностранного производства, а потому цены существенно зависят от курса рубля», – говорит он.

Еще менее оптимистично настроен Виталий Княгиничев, возглавляющий дирекцию розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах». «Если руководствоваться актуарными оценками, то для стабилизации рынка ОСАГО и преодоления кризисных проблем необходимо повысить тариф на 38-44%. Принятые меры по повышению тарифов на 23-30% с одновременным расширением лимитов покрытия полиса ОСАГО и по «европротоколу», введением натуральной формы возмещения вреда и другими новациями законодательства, к сожалению, не дадут ожидаемого антикризисного эффекта, поскольку на сегодняшний день являются недостаточными», – убежден Виталий Княгиничев.

Пессимистические оценки страховщиков подтверждаются статистикой. Тарифы по ОСАГО не менялись с 2003 года. В то время как стоимость некоторых авторемонтных работ за прошедшие годы увеличилась в три, а то и в пять раз, сами импортные автомобили подорожали в полтора раза. Кроме того, тарифы на каско, которые отражают реальную убыточность страхования транспортных средств, в Санкт-Петербурге за последнее десятилетие выросли в шесть раз.

Торг уместен

Увеличение тарифов на обязательное автострахование связано вовсе не с инфляцией, курсом рубля, уровнем аварийности и так далее. Купивший полисы ОСАГО с 1 октября вправе рассчитывать на повышенные выплаты за разбитые в ДТП автомобили – до 400 тысяч рублей (действовавшие ограничения – 120 тысяч каждому потерпевшему при общем лимите в 160 тысяч рублей).

Вместе с тем у страховщиков появляется «вилка»: они могут снижать цену на полисы до 5% от максимального тарифа. Виталий Княгиничев считает такую дельту недостаточной. «Особой конкуренции при таком разбеге ожидать не стоит. Мы уже неоднократно заявляли, что тарифный коридор в 25-45% мог бы дать страховщикам почву для эффективной и качественной работы», – отмечает Княгиничев.

Другие участники рынка считают, что введение даже мизерного «коридора» создаст ценовую конкуренцию как на розничном, так и на корпоративном рынке. «Собственно говоря, появится сам рынок – сейчас его нет: цена на полисы фиксирована, условия тоже, – убежден представитель одной из компаний. – Получить скидки в первую очередь смогут автомобилисты столичных регионов: уровень выплат в Санкт-Петербурге и в Москве в последнее время не превышает отметки в 60%. Появится возможность конкурировать и за госзаказы, а не бороться за право подать заявку первым (выстраиваясь в очереди ночью или подкупая чиновников). Хотя нельзя исключать того, что очень скоро цены страховщиков «упрутся» в нижнюю границу, поэтому для пользы общего дела логично было бы ее вообще упразднить», – убежден страховщик.

20 дней на размышление

Также Банк России утвердил новые правила обязательного автострахования. Одно из основных его новшеств, продиктованное опять же изменением федерального закона, – сокращение с 30 до 20 календарных дней сроков рассмотрения заявления о выплате (в этот срок теперь не входят нерабочие праздничные дни). За каждый день задержки страховщик должен будет выплатить неустойку в размере 1% от спорной суммы (то есть 365 годовых). Хотя юристы отмечают, что по закону неустойка не может превышать размера основного долга – после трехмесячного опоздания страховщик уже ничем не рискует и может затягивать выплату и дальше. Кроме того, при рассмотрении спора суд может уменьшить сумму неустойки, если сочтет ее не соразмерной нарушению, а также при наличии форс-мажорных обстоятельств, или если задержка произошла по вине самого потерпевшего.

Вместе с тем подать иск к страховой компании клиент, не согласный с отказом в выплате или считающий предложенную сумму заниженной, вправе только после соблюдения претензионного порядка. На рассмотрение жалобы страховщику выделяется всего пять рабочих дней.

Ужесточаются и другие требования к автовладельцам: заполненное извещение о ДТП они обязаны передать в страховую компанию максимум в течение пяти рабочих дней (действующие правила предоставляют аж три недели). Дополнительные документы потребуется предъявлять пострадавшим (пассажирам, пешеходам и другим участникам дорожного движения).

Новые правила допускают оформление полиса ОСАГО в виде электронного документа. Кроме того, для заключения договора не обязательно предъявлять ксерокопии прав всех вписываемых в полис водителей. Достаточно указать их данные (фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер водительского удостоверения, стаж управления транспортным средством соответствующей категории).

Осенний марафон

Пакет новых документов (тарифы, правила страхования и проведения экспертизы, требования к прямому возмещению и другие) по ОСАГО уже подписан и прошел регистрацию в Минюсте, в ближайшее время ожидается официальное опубликование. Однако они вступят в силу, только когда Правительство России признает утратившими силу действующие правовые акты. Когда это произойдет – неизвестно.

Между тем поправки в законодательство уже вступили в силу. В итоге страховщики сейчас вынуждены продавать полисы по «старым» ценам, а выплаты по ним будут производиться в увеличенном размере. Негативно правовая неопределенность отразится и на добросовестных клиентах. Например, норма об обязательном претензионном порядке рассмотрения споров по ОСАГО действует с 1 сентября – без ее соблюдения суды не вправе принимать иски. Тогда как требования к самой претензии и процедуре ее подачи пока не действуют.

Каско без ГИБДД

Еще одно указание, подписанное Эльвирой Набиуллиной, затронет права обладателей полисов каско и ДСАГО (добровольное страхование, оно же – «расширение»). Они вправе оформлять ДТП в рамках «европротокола».

До сих пор упрощенный порядок касался только выплат по ОСАГО. Водители двух столкнувшихся автомобилей могли зафиксировать инцидент без вызова ГИБДД, если в происшествии не пострадали люди, его обстоятельства не вызывают разногласий, а ущерб имуществу не превышает 25 тысяч рублей (с 1 августа этот лимит увеличен до 50 тысяч). Однако для получения возмещения по каско многие страховые компании требовали обязательного предъявления протокола дорожной полиции. Такие условия, прописанные в составленных самими страховщиками договорах, лишали участников ДТП возможности сэкономить время и освободить проезжую часть от поврежденных автомобилей.

Теперь страховые компании обязаны будут выплачивать компенсацию в рамках каско и ДСАГО в случае соблюдения клиентом «европротокола». Причем если авария произошла на территории Санкт-Петербурга, Москвы, Ленинградской или Московской областей и была зафиксирована с помощью специальных технических средств (фото-, видеокамер и навигаторов ГЛОНАСС), то лимит выплаты составит 400 тысяч рублей.

По мнению Юрия Берхмана, такая поправка – путь к цивилизованному страховому рынку. «Мы уже давно применяем «европротокол» при страховании по каско. Если государство ввело упрощенный порядок, значит, гражданин вправе им воспользоваться. К тому же видеофиксация и позиционирование являются даже лучшим доказательством, чем справка ГИБДД. Ведь к приезду полиции водители могут сфальсифицировать обстоятельства происшествия (переставить машины и так далее)», – убежден страховщик.

Новые требования к договорам каско и ДСАГО вступят в силу через десять дней после официального опубликования указания Банка России, которое ожидается уже в начале следующей недели. Но из крупнейших страховщиков соответствующие поправки в свои договоры успела внести только компания «РЕСО-Гарантия», тогда как остальные продолжают требовать от своих клиентов протокол. Например, компания «Альянс» запрещает в случае аварии убирать автомобиль и трогать предметы, имеющие отношение к ДТП, а также эвакуировать машину без разрешения инспектора. В то же время на сайте предлагается компромиссный вариант: «Если в результате аварии на дороге образовался затор, и движение других транспортных средств стало невозможным, вы можете освободить проезжую часть, но только после того, как составите схему, в которой в присутствии свидетелей зафиксируете положение транспортных средств», – отмечают в компании.

Противоречивые требования предъявляет к автовладельцам и «Росгосстрах». С одной стороны, на сайте компании говориться о запрете что-либо перемещать до приезда сотрудников ГИБДД, С другой, вступившие в силу с 1 октября условия договора каско допускают выплату возмещения без «предоставления документов из компетентных органов», если в результате происшествия повреждены только одна часть кузова, разбито одно стекло, одна фара (световой прибор) или зеркало. Комментировать нововведения в пресс-службе компании отказались.

Водитель Петербурга

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page