"Автогражданка" попала в аварию
Обязательное страхование автогражданской ответственности несет убытки, а крупнейшие страховые компании уже сокращают свое присутствие на этом рынке. Банкротство страховой компании Россия - первая ласточка коллапса. Необходимо уже сейчас принимать меры для спасения автогражданки, иначе она утонет в невыполненных обязательствах. Причем основной удар от сворачивания рынка придется на ни в чем не повинных автомобилистов.
Эту проблему вчера обсуждали эксперты рынка на круглом столе под названием Экономика ОСАГО: коллапс неизбежен. По словам председателя Экспертного совета при Комитете Госдумы по финансовому рынку Александра Коваля, кризис уже начался. Количество собранных премий выросло на 10 процентов, а выплаты по ОСАГО - на 28 процентов. Рост стоимости самих автомобилей, стоимости их ремонта, цена нормочаса выросли в разы. Соответственно выросли и выплаты по ОСАГО. А тариф остался неизменным с момента введения этого обязательного вида страхования.
Сейчас в Госдуме подготовлены ко второму чтению поправки в закон об ОСАГО, согласно которым лимит выплат по материальному ущербу вырастет до 400 тысяч рублей, а по ущербу жизни и здоровью - до 500 тысяч рублей. При этом по жизни и здоровью пострадавшим будут выплачивать не так как сейчас - по подтвержденным затратам на лечение. Выплаты будут фиксированными в зависимости от полученных травм. То есть их получат сто процентов пострадавших. Как сообщил руководитель отдела рейтингов страховых компаний Эксперт РА Алексей Янин, сейчас количество выплат по здоровью в 32 раза ниже, чем число пострадавших в ДТП.
По данным, которые привел Янин, за последний квартал резко увеличилась средняя выплата по ОСАГО. Если в предыдущем квартале она составляла 25 700 рублей, то в последнем составила 34 700 рублей. По итогам первого полугодия убыточность ОСАГО составила 72 процента. При этом в восьми регионах она перевалила за критичный уровень - 77 процентов. На Камчатке, например, уровень убыточности составил 97 процентов, в Амурской области - 94 процента, в Адыгее и Пензенской области - 79 процентов.
- Вводить повышенные выплаты и не говорить, при каком тарифе это будет проводиться, безответственно, - заявил Коваль.
Именно поэтому крупнейшие страховщики, такие как Росгосстрах, РЕСО-Гарантия и Ингосстрах, сокращают свое присутствие на рынке. В среднем на пять процентов. Не продавать полисы ОСАГО они не могут. Полностью закрыть свои представительства в убыточных регионах - тоже. Но сократить количество рабочих мест в регионах, сократить количество своих подразделений вполне возможно.
Эксперты также опасаются, что место крупных страховщиков займут мелкие компании, у которых и подход менее ответственный. Есть риск, что, набрав премий, они просто не потянут выплат. В итоге не только увеличится количество претензий к страховщикам, но и компенсационный фонд может опустеть. В 2008 году в нем было более 9 миллиардов рублей, но массовый исход страховщиков с рынка в 2009 и 2010 годах сильно его сократил. Сейчас в нем около 5,5 миллиардов рублей. А средние его расходы в год составляют около 4 миллиардов.
У обывателей сложилось стойкое мнение, что автогражданка - выгодное предприятие, иначе не занимались бы этим бизнесом страховые компании. Действительно, если посмотреть на статистику, то каждый год количество собранных страховых премий превышает количество выплат где-то в два раза. Жируют, мол, страховые компании.
Однако президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин раскрыл тайну страховой бухгалтерии. Итак, с 2003 по 2011 год страховщики собрали премий на сумму 622,8 миллиарда рублей. Из них 330,4 миллиарда было выплачено пострадавшим. Расходы на ведение дел (20 процентов) составили 124,6 миллиарда рублей. Отчисления в компенсационный фонд (3 процента) - 18,7 миллиарда. Возврат страховой премии - это когда автовладелец разрывает договор со страховой компанией и остаток средств ему возвращается - составил 15 миллиардов рублей. Резервы, предусмотренные законодательством, например резерв по заявленным и неурегулированным случаям или резерв по произошедшим, но не заявленным случаям, в общей сложности составляют 110,4 миллиарда рублей. Итого оставшаяся прибыль составляет 53,7 миллиарда рублей. Из нее вычитается двадцатипроцентный налог на прибыль. То есть минус 10,7 миллиарда рублей. А также вычитаются средства, которые вывели ушедшие с рынка страховые компании. Этот ущерб составил 21,7 миллиарда рублей. Итого финансовый результат от ОСАГО за восемь лет составил 21,3 миллиарда рублей, то есть чуть менее 3,5 процентов.
Почему страховщики стараются занизить сумму выплат? Оказывается, все дело именно в убыточности этого вида страхования. Стоимость полиса регулируется государством. Стоимость ремонта автомобилей - рынком. Единственное, на что может повлиять страховщик - это суммы выплат. А повышение выплат без корректировки тарифа приведет только к тому, что количество невыплат, необоснованных отказов, задержек будет только расти. Решить эту проблему поможет только пересмотр тарифа.
Правда, по словам Коваля, вряд ли это удастся сделать в ближайшее время. Если раньше тариф устанавливало министерство финансов, то сейчас эти полномочия переданы мегарегулятору Центробанку. Неизвестно, сколько времени понадобится новой структуре вникнуть в новую для них проблему, рассчитать этот тариф и согласовать его и со страховщиками, и с обществом.
По словам Бунина, сейчас средняя стоимость полиса по стране составляет 3,1 тысячи рублей. Большие ли это деньги, если, допустим, бак бензина стоит 1,5 тысячи рублей. Думается, увеличение стоимости полиса вряд ли приведет к бунту автомобилистов, тем более что оно будет не столь уж значительным по отношению к стоимости эксплуатации автомобиля.
Необходимо также разработать и утвердить единую методику оценки ущерба. Именно ее отсутствие вызывает массу споров между страховщиками и автомобилистами. Такую методику еще десять лет назад должен был разработать минтранс. Однако ее до сих пор нет и в помине. Сейчас уже РСА взялся за разработку этого документа в порядке общественной инициативы. Пока Союзу страховщиков эту работу никто официально не поручал.
Так что, по мнению экспертов, для наведения порядка на рынке ОСАГО необходимо ввести единую методику и установить новые тарифы. Если это не будет сделано в срочном порядке, рынок ОСАГО просядет.
Впрочем, есть и другие антикризисные меры. Так, например, Коваль предложил, что если не будет изменен тариф, то можно отказаться от обязательных плат в компенсационный фонд. Это позволит сэкономить страховым компаниям до 4 миллиардов в год. Но чтобы не оставлять автомобилистов без гарантии выплат в случае банкротств, ввести субсидиарную ответственность страховщиков. Пусть скидываются по каждому конкретному случаю. Или ввести для ОСАГО перестрахование. Эти меры можно ввести быстрее, чем поменять тариф. Но остается открытым вопрос о качестве предоставляемых страховщиками услуг за нынешнюю цену.
Российская газета