Страховщики против царапин и потертостей
Некоторые автовладельцы используют страхование как возможность регулярно обновлять автомобиль. Страховщики по возможности препятствуют этому.
На кузове любого автомобиля в процессе эксплуатации появляются сколы и царапины. Когда действие страховки заканчивается, некоторые автовладельцы «собирают» все мелкие повреждения и требуют от страховщика перекрасить или заменить поврежденные элементы.
«Автовладельцам следует каждый страховой случай заявлять отдельно, – говорит глава Северо-Западного филиала страховой компании «РСТК» Валерий Луньков. – Иначе в компании могут провести трасологическую экспертизу, и если в результате выяснится, что события были разными, то в выплате будет отказано».
«Обычно на царапины обращают внимание владельцы недорогих кредитных машин», – говорит Михаил Меженик, заместитель директора центра корпоративного страхования СГ МСК в Петербурге. По данным компании, около половины обращений по ущербу каско приходится именно на царапины. Так как повреждения незначительные, то они составляют только 10–15% от всех убытков по каско.
Сами страховщики утверждают, что с царапинами к страховщикам приходят лишь в России. В развитых странах автовладелец затирает их сам, так как страховая история учитывается всеми игроками на рынке и взнос на следующий год будет выше. Отчасти поэтому российские тарифы каско выше европейских в несколько раз.
«У нас сдерживающую роль при обращении к страховщику выполняют временные затраты – общение с ГИБДД или участковым», – отмечает генеральный директор страховой компании «Авеста» Сергей Сафронов.
Впрочем, большинство страховщиков сейчас выплачивает возмещение без необходимости сбора справок при повреждениях от одного до трех элементов кузова в течение периода страхования.
Эксперты отмечают, что автовладельцу следует быть бдительным, когда он подписывает акт предстрахового осмотра, особенно если машина не новая. В акт включают существующие повреждения кузова, иногда мнимые (например, потертости после автомойки).
Если, например, поцарапанный ранее бампер будет разбит в ДТП, то страховщик может потребовать покрасить его за счет автовладельца (стоимость самого бампера страховая оплачивает). Такая практика ужесточилась в кризис, и пока послаблений нет.
Деловой Петербург