Максималка 130 км/час – прорыв или подстава?
Скоростной лимит в России может вырасти до 130 км/час. В первую очередь это коснется платных автодорог, которые можно пересчитать по пальцам. Уже сейчас расчетная скорость таких магистралей превышает максимально допустимые 110 км/час, но правила есть правила – на них держат разрешенное ограничение.
Готовы ли российские автомобилисты к европейским скоростям, или это прямой путь к убийственным авариям?
Учитывая, что в Пермском крае нет автомагистралей, для нас 90 км/час – это предел по ПДД. Но многие ли его соблюдают? На трассе средняя скорость потока 120 км/час, а 90 километров держат старые «жигуленки» или малолитражки. И хорошо, когда едешь по четырехполосному участку с ограждением по осевой – обогнать не проблема. Но большинство автодорог – двухполоски, где каждый обгон – это опасный выезд на встречную полосу. И качество рядом не стояло с европейскими автобанами и американскими хайвеями. Идеальный асфальт, по четыре (и более) полосы в одну сторону, потоки разделены ограждением – понятно, почему на них разрешено гнать 120-130 км/час. В Пермском крае федеральная трасса – и та в колее и пробоинах.
Интересно, что в некоторых европейских государствах скоростной лимит меняется в зависимости от времени суток. Например, в Австрии скорость ограничивают ночью. С 22 до 5 часов на автобанах нельзя ехать быстрее 110 км/час, в остальное время – быстрее 130. Доказано, что в темное время суток вождение опаснее, поэтому и закрепили эту данность на уровне правил. Не надеясь, что водитель будет выбирать темп, который соответствует условиям вокруг. Между прочим, такая градация существовала у нас в 20-е годы прошлого века, когда скорость транспорта ограничивалась ночью до 10 верст в час (чуть более 10 км/час), а днем максималка была не более 25 верст.
Кстати, правила относительно скорости в Европе меняются даже на фоне экономических коллизий. В Испании например из-за подорожавшего топлива планку понизили до 110 км/час, чтобы автомобилисты экономили топливо.
Вне населенных пунктов за рубежом установлены скорости как и в России – 90 км/час, где-то есть послабление до сотни. И вряд ли этот порог повысят и для наших трасс. Они для этих лимитов не готовы. Хотя автомобилисты и в таких условиях не пренебрегают «полетами» – сейчас у машин гораздо мощнее ресурсы, чем у «четырехколесных» в середине прошлого века. Именно тогда формировались ПДД в привязке к международной конвенции. А когда авто позволяет преодолевать расстояния быстрее, а не «тошнить» на скорости 90 км/час, если впереди несколько сотен километров, удержаться сложно.
«Транспорт развивается, машины становятся мощнее и надежнее, а нормы формировались полвека назад. Поэтому на магистралях, где это оправданно и безопасно, можно увеличить предельные скорости. На самом деле вся разница с новыми ограничениями будет только в том, что водитель действует в рамках правил, а не нарушает. Ведь несмотря на запреты, люди перегибают палку и сейчас, когда набирают скорость сверх лимита. Самое сложное – это не прописать на бумаге требования, а сделать так, чтобы их соблюдали. И безопасность заключается именно в этом – чтобы водитель не оказался на грани риска», – считает зампредседателя регионального отделения ВОА Николай Живец.
В России начали появляться платные дороги, которые дублируют популярные направления, сокращая их и давая возможность насладиться магистралями европейского уровня. На днях заработал платный автобан – участок трассы М-4 «Дон» длиной в 23 км, где за проезд берут 30 рублей. В Санкт-Петербурге мне довелось буквально пролететь над пробкой по Западному скоростному диаметру. За довольно короткий участок мы заплатили те же 30 рублей и выехали на кольцевую в сторону Пулково. Зато никакой толчеи на узких питерских улицах, всю пробку проскочили минут за 10. Отличный асфальт, ярко освещенное широченное полотно, электронные табло с ограничением скорости в 110 км/час и минимум машин. Возможно, удовольствие на каждый день будет накладным, но когда время поджимает – это идеальный вариант. Расчетная скорость этого автобана – 120 км/час (максимальная граница, при которой машины на всем протяжении дороги могут ехать безаварийно). Если введут новый лимит на скорость, то на «диаметре» спокойно можно будет передвигаться в режиме этого локального предела.
Все бы ничего, но инициатива с увеличением лимита по скорости противоречит аварийным реалиям. Именно превышение сегодня – самое распространенное нарушение. По этой причине в России за этот год случилось более 41,6 тысячи ДТП, в которых пострадали больше 56 тысяч человек и погибли более 5,2 тысячи. Огромные цифры, казалось бы, для проступка не самого серьезного. И для ГИБДД это сильный аргумент, чтобы сказать свое нет. Естественно, чем резвее едет машина, тем больше риск и жестче последствия аварий. Но средняя скорость потока наиболее безопасна, и когда автомобиль плетется 70 км/час среди «ракет», больше вероятность, что его зажмут, вытеснят и начнут подрезать. Не зря на МКАД ввели ограничение скорости в 100 км/час, несмотря на городские участки. В Новосибирске тоже есть подобные примеры: на некоторых улицах разрешается передвигаться на скорости до 80 км/час. Например, на улице Ипподромской, где все пешеходные переходы – надземные.
Если установить максимальные ограничения только на платных трассах, этот сверхлимит начинает отдавать цинизмом. Заплатил – можешь ехать быстрее всех остальных. Но если это будет предусматриваться правилами, а уровень магистрали – позволять перемещаться в «ускоренном» режиме, почему не дать водителю право выбора? Никто не заставляет ехать по платному участку – у таких дорог обязательно имеются бесплатные дублеры. Прелесть этих магистралей в том, что они сокращают время в пути. В России огромные расстояния и между точками А и Б. И преодолевать эти километры порой приятнее и дешевле на собственном автомобиле. Но, чтобы разрешить максимально высокие скорости на всех трассах, нужно эти дороги подготовить к новому режиму – нужен неиссякаемый источник финансирования. И автомобилисты не понаслышке знают, кто им становится.
Avto59.ru