ГИБДД хоронит автошколы
Автошколы на грани вымирания – и это не гипербола. Утвержден список фирм, чье оборудование обязаны закупать автошколы всей страны, и перечень поставщиков вызывает немало вопросов. Вот один из них: почему аппаратные комплексы психофизиологического развития можно приобретать только у одной фирмы? Причем стоит он 119 тысяч рублей, хотя у другого производителя цена аналогичного сертифицированного оборудования всего 29 тысяч рублей... Суммы, которые придется потратить на пополнение материальной базы, просто фантастические. Руководители автошкол заявляют о том, что требования о приобретении дорогостоящего оборудования незаконны, однако Госавтоинспекция стоит на своем и одну за другой «хоронит» автошколы.
Те, что выживут, наверняка, задерут цены на обучение.
«Да идите вы со своим тестированием!»
Напомним, с 1 июля вступили в силу новые требования к учебным учреждениям, занимающимся подготовкой водителей. Принципиальных изменений три: обязательным стало оснащение всех учебных машин устройствами видеофиксации, обучение и прием экзаменов теперь можно осуществлять только на автоматизированных автодромах, и обязательным стало психофизиологическое тестирование кандидатов в водители.
Итак, теперь каждая машина должна быть оснащена комплектом видеокамер, снимающих курсанта и дорожную обстановку. В списке, утвержденном руководством ДОБДД России, четыре поставщика такого оборудования, причем один из них – челябинское ООО «КАФС», которое и явилось инициатором создания новой методики приема экзаменов на права. Мы обзвонили всех и с удивлением выяснили, что дешевле всего покупать такую аппаратуру в Москве. В Краснодаре самый дешевый комплекс фиксации стоит 69 тысяч рублей, в КАФСе – 65 тысяч рублей. А вот в столице его можно приобрести за 45 тысяч рублей.
Большинство автошкол имеет не меньше десяти автомобилей с буквой «У», поэтому каждому учебному заведению нужно готовить как минимум полмиллиона рублей только на оснащение автомобилей. Безусловно, видеофиксация сдачи экзамена – благая идея, которая поможет разрешить спорные ситуации. Но непонятно, зачем обязывать автошколы приобретать столь дорогостоящее оборудование для учебных машин, когда можно оснастить их видеорегистраторами за 7-8 тысяч.
Отныне ни одна автошкола не получит лицензию без комплекса психофизиологического тестирования. В московской фирме «Нейроком», ставшей единственным (!) разрешенным поставщиком данного оборудования, нам сообщили, что минимальная комплектация такого АПК стоит 119 тыс. 525 рублей. В среднестатистической российской области на сегодняшний день работают порядка 200 автошкол (без учета филиалов), и путем нехитрого умножения получается, что «Нейроком» только с одного региона получит более 20 миллионов рублей. При этом психофизиологическое тестирование не влияет на получение прав и носит скорее рекомендательный характер.
«Существует, например, АПК омского производителя, который имеет всю необходимую документацию и стоит всего 29 тысяч рублей, так почему его нет в списке? Это просто-напросто лоббирование госструктурами интересов отдельных производителей, – возмущенно говорит эксперт по приему экзаменов и председатель совета директоров автошкол Андрей Николаев. – Предполагается, что с помощью этого АПК будет выявляться профпригодность будущего водителя. При выявлении низких показателей, к примеру, по реакции или глазомеру, ученик должен развивать эти качества с помощью того же АПК. Но в ныне действующей учебной программе не отведено ни одного часа на работу с этим комплексом. Ученик легко может сказать: «Да идите вы со своим тестированием!», и мы не сможем ничего возразить, нет законодательной базы, основываясь на которой, автошкола может заставить ученика пройти психофизиологическое тестирование».
Волна уже дошла до Антимонопольной службы, которая со своей стороны разбирается в сложившейся ситуации. Первые результаты проверки должны появиться к 28 октября.
Автошколы подают в суд на ГИБДД
Но самое большое негодование у Андрея Николаева вызывает даже не разница в стоимости, а общая незаконность новых требований, якобы вступивших в силу с 1 июля: «Любой принятый нормативный акт обязан быть зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ, но в данном случае этого не сделано. Минюст уже потребовал от Министерства образования их отменить... Но ответа пока нет. А Госавтоинспекция уже опубликовала этот перечень фирм и отказывается выдавать положительное заключение для получения лицензии, если отсутствует все оборудование. От нас требуют выполнять то, что не вступило в законную силу».
«Действительно, к нам поступило письмо из Минюста России, которое дает разъяснения, что требования к автошколам, вступившие в силу 1 июля, отменяются, поскольку не прошли государственную регистрацию, – комментирует ситуацию специалист отдела лицензирования Министерства образования Олег Поленин. – Но проблема в том, что заключением о соответствии материальной базы автошкол установленным требованиям занимается Госавтоинспекция, которая продолжает действовать по новым правилам. В итоге из-за отсутствия нового оборудования вынесено уже несколько отрицательных заключений. И мы обязаны их принять, а следовательно эти учебные заведения не смогут получить лицензию на работу. По нескольким автошколам, чьи документы находятся на рассмотрении, выдачу заключения сильно затягивают».
Пикантность ситуации еще и в том, что, помимо частных автошкол, у нас в стране сотни муниципальных и государственных учебных учреждений, обучающих своих учеников вождению бесплатно (различные вузы, училища и т.д.). Понятно, что в нынешней ситуации бюджет не выделит средств на приобретение дорогостоящего оборудования, и получается, что они также не пройдут лицензирование? Абсурд: курсант автомобильного училища без водительских прав...
Бизнес на автодроме
Еще одна больная мозоль для автошкол – автоматический автодром, на котором с 2011 года должна обучать своих курсантов каждая автошкола. Это касается всех регионов, где уже имеются подобные площадки. Пока варианта два: либо строить корейский автодром за 50 миллионов рублей, что потянут лишь единицы, либо арендовать площадку у уже отстроившихся.
Пока лишь единицы российских компаний ведут разработку автоматизированных автодромов, и одна из них, продвинувшаяся наиболее серьезно, находится в Челябинске – ЗАО НПП «Полис». «Проектирование и испытание нашей системы завершено, и сейчас она полностью готова для коммерческого использования, – рассказывает директор ЗАО НПП «Полюс» Серей Таскаев. – В настоящий момент порядка 16 автошкол по всей России от Москвы до Владивостока проявили интерес к нашей системе, и в ближайшее время мы начнем установку первого образца. Стоимость автодрома на 12 фигур, полностью соответствующего методике приема экзаменов, составляет 4,9 миллиона рублей. В эту сумму включается доставка, монтаж, настройка и техническое обслуживание системы. Система построена по модульному принципу и в целом гибка и мобильна, что позволяет использовать ее нестационарно, к примеру, автошколы в небольших областных городах и селах могут купить одну систему и перевозить ее с места на место».
Однако ЗАО НПП «Полюс» нет в перечне, опубликованном на сайте Gibdd.ru, пока там лишь корейские автодромы. Насколько вообще легально применение этой системы?
«Насколько я понимаю, в этот перечень включены системы, смонтированные на работающих автодромах и прошедшие приемку комиссии ДОБДД, – объясняет Сергей Таскаев. – В скором времени мы предоставим нашу систему для подобной проверки. По большому счету система должна обеспечивать выполнение новой методики приема практических экзаменов, и мы при проектировании руководствовались именно ей, поэтому наш автодром соответствует всем требованиям».
Система «Полюса» фиксирует правильность выполнения фигур с помощью излучателей и датчиков, работающих в инфракрасном диапазоне, а также датчиков давления.
По нашей информации, замначальника ДОБДД России Василий Белобородов в неофициальной беседе признался, что появление российской альтернативы для корейского автоматизированного автодрома – вопрос политический: с одной стороны, корейская система достаточно дорогая, с другой – на рынке поставщиков по закону не должно быть монополиста. В этом смысле российская разработка может быть очень кстати.
В любом случае для конечных потребителей новые правила приема экзаменов, скорее всего, обернутся возросшими ценами за обучение.
Мария ШРАМЕНКО, Артем КРАСНОВ, специально для Avto59.ru