Как «кидают» при продаже
Когда на руках у одной стороны крупная сумма денег, а у другой автомобиль, который этих денег стоит, нужно быть особенно внимательным. Любая мелочь, которая вас насторожила, может быть сигналом того, что от сделки лучше отказаться.
Если вы «чайник» – пригласите с собой напарника, который понимает в машинах. В крайнем случае, можно воспользоваться услугами платного консультанта – сейчас есть и такие. А вот непрошеных советчиков лучше опасаться: любые доброхоты, по собственной инициативе «сватающие» вам какой-либо автомобиль, могут быть лицами заинтересованными.
Разумеется, лучше если вы будете в курсе средней цены на автомобиль, который хотите купить. Слишком дешевая цена должна быть для вас еще одним индикатором, что с машиной что-то не так.
Показания спидометра и одометра скрутить довольно просто – поэтому, пожалуй, и не стоит на них зацикливаться. Точнее, если пробег слишком большой, то спросить об этом не вредно, но если он средний – то это еще ничего не значит. Состояние авто и год выпуска скажут вам гораздо больше.
Год выпуска надежнее всего определяется по номеру VIN. Там есть свои тонкости, зависящие от марки машины – например, модельный год в VIN может быть обозначен латинской буковой. При желании, как прочесть VIN вы узнаете в Интернете, тут нет ничего сложного. Но даже не вдаваясь в такие подробности, запомните следующее: если проверяя номер кузова вы заметите на нем какие-то следы «дополнительной обработки» (наждачная бумага, сварка, свежая краска), или если знаки VIN набиты разным шрифтом или имеют разную толщину линий – от покупки лучше отказаться. Те же меры предосторожности – по номеру двигателя.
Некоторые производители ставят в VIN контрольную цифру, которая позволяет узнать, не был ли VIN перебит. Для США и Канады (а соответственно, для автомобилей, предназначенных для продажи там, или привезенных оттуда всерую) это обязательно. Для Европы это скорее экзотика, хотя некоторые производители (например, BMW) этот метод защиты тоже используют.
Еще один довольно простой случай, с которым можно столкнуться – это дубликат ПТС. Прошлый хозяин может «потерять» подлинник, например, чтобы не было ясно, с какого года автомобиль находится в России. Или чтобы вы не узнали, что до него эту машину «убивали» в такси или в автошколе.
Если у вас есть возможность проверить VIN и номера в ГАИ – лучше это сделать. «Продажа» угнанных машин – даже по несколько раз – это давний промысел мошенников. У вас могут даже остаться ключи и сама машина, не будет хватать только какой-нибудь малости вроде ПТС, за которым «на минуту отлучатся».
Впрочем, даже в автосалонах можно встретиться с самым настоящим «кидаловом». В архиве сайта aferism.ru описываются два похожих случая, когда покупателям сначала называли одну цену, они вносили залог, затем выяснялось, что цена другая (либо не был учтен НДС, либо вдруг цены повысились в связи с кризисом). При этом покупатели почему-то оказывались вынуждены платить за отказ: в одном случае с них уже взяли предоплату, в другом такой «штраф» предусматривался договором. Оба случая совершенно незаконны.
Ну и наконец, не стоит забывать, что кроме «почти интеллигентных» мошенников можно стать жертвой совершенно обычных грабителей, поэтому покупающим автомобиль стоит соблюдать и общую технику безопасности: всю сумму сразу с собой лучше не носить.
А например тот же aferism.ru описывает случай уже с продавцом машины, который проиграл продаваемый автомобиль в буру… по частям, начиная с колеса.
Автор: Николай Шимкевич