Минфин разработал правила страхования при выезде за рубеж
При этом, как сообщили в Минфине, в связи с изменением курса рубля возможна корректировка этой суммы в сторону повышения. Сейчас страховку при выезде из России иметь необязательно: ее требуют лишь при въезде в ряд стран. Исходя из расчетов Минфина, с которыми ознакомились «Известия», рекомендованная властями страховка на двухнедельный выезд обойдется в 600-1200 рублей (без учета валютной корректировки). Государству нужно, чтобы каждый выезжающий был застрахован на сумму не меньше 42 тыс. Тем, кто не оплатит, государство не оплатит экстренную медпомощь за рубежом и репатриацию тела в случае трагедии.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что действующий закон не содержит четких требований к страхованию россиян, выезжающих за рубеж. В то же время при въезде во многие страны мира является обязательной страховка, которая при необходимости позволит покрыть расходы на экстренную медицинскую помощь, оказанную в этом государстве. В странах Шенгенского соглашения нужна страховка на сумму не менее 30 тыс., в США, Канаде, Австралии, Японии - на сумму не менее $50 тыс. Страховой полис нужно предъявить при оформлении визы либо, если она не требуется, при въезде в страну. В ряде стран (Великобритания, Таиланд) въездную страховку не требуют.
Страховка обычно изначально включается в туристический пакет - даже в том случае, если она не является обязательной.
Страховая сумма при этом устанавливается в размере от $15 тыс., говорят опрошенные представители страхового и туристического бизнеса - ведь по закону о порядке выезда из РФ и въезда в РФ в случае отсутствия страховки россияне самостоятельно должны оплачивать оказанную им медпомощь в стране пребывания. В случае гибели туриста расходы по репатриации тела ложатся на его родственников.
Но, как говорится в пояснительной записке к законопроекту Минфина, тех сумм, на которые сейчас страхуются выезжающие за рубеж добровольно или принудительно, не всегда достаточно для оплаты в полном объеме оказанной медицинской помощи - например, в тех случаях, когда речь идет о тяжелых травмах. Подтверждением данного факта, отмечается в документе, являются многочисленные обращения пострадавших граждан в органы власти с просьбой оказать им материальную помощь на оплату полученных ими в стране пребывания медуслуг - государство добровольно помогает россиянам и несет убытки. Поэтому предлагается установить единую для всех выезжающих за рубеж минимальную страховую сумму. При этом, как указано в пояснительной записке, она должна быть в 1,4 раза выше суммы, эквивалентной 30 тыс., то есть 42 тыс. (ведь государство несет расходы в валюте).
В документе - нововведение готовилось несколько лет - отмечается, что суммы определены в том числе с учетом стоимости медицинской эвакуации граждан из-за рубежа в Россию. Информация о стоимости таких эвакуаций, организованных в 2011-2013 годах, предоставлена МЧС и ФМБА.
При расчетах Минфин основывался на курсе рубля на 1 августа 2014 года, исходя из этого в документе пока что зафиксирована минимальная страховая сумма в размере 2 млн рублей. В пояснительной записке сказано, что стоимость страхования на сумму в размере 30 тыс. составляет от 40 до 80 рублей в сутки. В случае увеличения этой страховой суммы в 1,4 раза (чтобы довести до 42 тыс.) страховая премия составит от 56 до 112 рублей. Таким образом, при поездке на две недели стоимость страхового полиса составит от 600 до 1,2 тыс. рублей, отмечено в пояснительной записке. В Минфине убеждены, что введение единой минимальной страховой суммы «не может существенно сказаться на доступности зарубежного туризма для россиян».
Как сообщили «Известиям» в Минфине, при подготовке законопроекта к рассмотрению в Госдуме возможна «корректировка минимального размера страховой суммы в связи с изменением курса рубля». С 1 августа по 26 декабря официальный курс рубля к евро просел на 35% (к доллару - на 47%), поэтому если условно индексировать расчеты ведомства, обязательная страховка на две недели может обойтись в 800- 1,6 тыс. рублей.
В законопроекте подчеркивается, что страхование выезжающих из страны осуществляется в добровольном порядке. Дело в том, что согласно Гражданскому кодексу граждан можно обязать страховать лишь свою ответственность перед третьими лицами - на случай причинения им вреда (например, ОСАГО). Возможность введения обязательного страхования имущества или иных рисков законом не предусмотрена.
Вместе с тем, согласно законопроекту, туркомпании обязаны будут при продаже путевок разъяснять клиентам под их личную подпись, что в случае отказа от оформления страховки все расходы, связанные с оказанием им экстренной помощи в другой стране, возвращением на родину тела и т.п., они должны будут оплатить самостоятельно.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе отметила, что концептуально туристический рынок поддерживает предлагаемый законопроект. Она согласна, что при текущем курсе рубля предлагаемая сумма в размере 2 млн рублей требует корректировки. Ведь счет на оказание экстренной медицинской помощи за рубежом будет выставлен в валюте, а не в рублях. В связи с этим, считает Ломидзе, размер вводимой минимальной страховой суммы должен коррелироваться с курсом евро, что следует учесть при подготовке законопроекта.
Как указал первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин, в связи с изменением курса может неоднократно возникать необходимость корректировки размера минимальной страховой суммы, что потребует внесения соответствующих изменений в закон. В связи с этим, считает он, можно вынести значение данного показателя за рамки самого закона и прописать его в подзаконных актах, чтобы при необходимости более оперативно вносить коррективы.
Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс указал, что и сейчас в большинстве случаев страховой суммы в $15 тыс. или 30 тыс. достаточно. Крайне редко, по его словам, в сложных обстоятельствах ее не хватает для покрытия серьезных операций или медицинской транспортировки при путешествии на дальние расстояния.
- Высокая стоимость расходов на репатриацию российских граждан средствами спецавиации обусловлена тем, что для их вывоза в Россию используются, как правило, дальнемагистральные суда и суда повышенной грузоподъемности. В западной практике используются в основном самолеты небольшой грузоподъемности, что существенно снижает расходы на аэропортовое обслуживание и расход топлива. Ведь самолеты небольшой взлетной массы могут обслуживаться гораздо большим количеством аэропортов, поэтому при планировании эвакуации можно строить более оптимальные и экономически эффективные маршруты, - отмечает Юргенс.
Известия