Европротокол с ошибками. Где буксует упрощенная система оформления ДТП
Сработала пропаганда По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в январе--октябре 2015 года по системе «европротокол» было урегулировано 157 тыс. требований по ОСАГО на сумму 2,87 млн руб. (показатели прошлого года -- 84,1 тыс. требований и 955 тыс. руб.). Таким образом, в настоящее время 24,9% всех убытков в рамках ОСАГО урегулировано упрощенным способом. По данным РСА, в Москве доля оплаченных по европротоколу убытков составляла в январе 5,5%, летом же начался резкий рост: 14,2% в июле, в октябре -- уже 21,4%. В Санкт-Петербурге доля упрощенки выросла с 15,7% в январе до 26,6% в октябре, в Самаре -- с 10% до 32%. Возможность упрощенного оформления ДТП без полиции появилась еще в 2003 году (такая схема активно применяется за рубежом). Нужно соблюсти ряд условий: в ДТП не должно быть пострадавших, нанесенный машине ущерб не должен превышать 50 тыс. руб. (в такую сумму укладывается небольшая вмятина на бампере), между участниками происшествия не должно быть разногласий по поводу обстоятельств аварии. Несмотря на простоту, популярным европротокол не стал, доля урегулированных таким образом убытков в последние годы не превышала 7-9%. Сначала сдерживающим фактором был лимит ущерба в 25 тыс. руб. (в 2014 году его увеличили вдвое). Кроме того, многих пугает порядок оформления мелких ДТП: водителям надо самостоятельно заполнить сложное извещение из 18 пунктов, в котором легко наделать ошибок. В результате даже в случае мелкой аварии водители по старинке вызывают гаишников, до их приезда поврежденные машины не трогают. По оценке ГИБДД, одна занятая аварией полоса снижает пропускную способность дороги на 50%. Ситуация изменилась в 2015 году. Причиной стали новые правила дорожного движения, которые вступили в силу 1 июля 2015 года: теперь применение европротокола прописано четко и понятно для водителей, хотя, по сути, ничего нового не введено. Госавтоинспекция, разъясняя новые ПДД, указала: теоретически инспекторы могут даже оштрафовать на 1 тыс. руб. (ст. 12.27 ч. 1 КоАП) участников ДТП, которое явно отвечает европротоколу, если дорога не была освобождена от поврежденных машин. В реальности штраф этот практически не применяется, поскольку доказать вину нарушителей невозможно, признают в Госавтоинспекции. Уже потому, что оформление аварии по времени не регламентировано, участники ДТП могут бесконечно долго составлять его схему. Тем не менее многие граждане восприняли это так: если при мелкой аварии не уберешь быстро машины с дороги, штраф неизбежен. РСА, в свою очередь, выпустил мобильное приложение, которое не только дает подробную инструкцию для автовладельцев, но позволяет еще правильно сфотографировать место аварии, чтобы потом показать снимки страховщику в привязке к спутниковым данным по координатам. В информационных буклетах РСА подчеркивает: ущерб в 80% всех ДТП сегодня укладывается в 50 тыс. руб., а значит, и ошибиться довольно сложно. Свой интерес есть и у мэрии Москвы: столица больше всего страдает от мелких аварий и связанных с ними пробок. Московский департамент информационных технологий пообещал запустить до конца года сервис, позволяющий получить на телефон инструкцию по использованию евпропротокола путем запроса на короткий номер. Старые проблемы Доля отказов в выплатах по упрощенной схеме, по данным РСА, составляет сейчас около 12%, это около 14,5 тыс. случаев по всей стране. В основном ошибка водителей заключается в неправильном заполнении извещения о ДТП, рассказывают в РСА. К примеру, в бланке есть пункт 16, в котором надо подробно описать обстоятельства аварии, поставив соответствующие галочки (это должны сделать оба участника ДТП). Водители зачастую заполняют эту часть извещения так, что страховщик не может понять, что же произошло на самом деле. Еще одна типичная ошибка: граждане неправильно рисуют схему аварии, изображая схематично только два автомобиля на проезжей части, забывая про объекты вокруг (дорожные знаки, линии разметки, здания, автобусные остановки). «Отсутствие такой информации не позволяет страховым компаниям объективно оценить обстоятельства ДТП и, к сожалению, может стать причиной отказа в возмещении»,-- поясняют в РСА. Кроме того, в извещениях нужно обязательно подписаться во всех нужных местах, подписи свидетельствуют о том, что между водителями нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП, подчеркивает исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Бывает, что виновник аварии показал просроченный полис, а водитель-потерпевший срок действия не проверил и заполнил извещение, страховщик потом видит, что полис не действует, в результате в выплате пострадавшему отказывают. Порой автовладельцы забывают, что в рамках европротокола не покрываются случаи бесконтактного ДТП, а также ущерб, нанесенный имуществу, не принадлежащему автовладельцу,-- фонарным столбам, ограждениям, парковочным столбикам, добавляет зампредправления «Согаза» Дамир Аксянов. Ситуации, когда водители заполняют европротокол, не имея на то оснований (например, когда в ДТП участвовало более двух автомобилей), довольно редки, отмечает вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Владимир Тарасов. Популярность европротокола существенно разнится по регионам. К примеру, в Казани его доля выросла за десять месяцев всего с 2,18% до 2,63%, в Нижнем Новгороде -- с 2,71% до 4,24%. А в Новосибирске доля аварий, оформленных по упрощенной схеме, даже упала -- с 7,3% до 6%. Владимир Тарасов предполагает, что в этих городах водителям до сих пор проще вызвать ГИБДД. «Стоимость убытка, который может быть урегулирован в рамках европротокола, ограничена,-- говорит он.-- На фоне роста стоимости запчастей и ремонта можно понять автовладельцев, которые сомневаются, уложится ли ремонт их транспортного средства в данную сумму». Разную динамику европротокола по городам можно объяснить различиями в поведении сотрудников ГИБДД. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов предполагает, что, к примеру, в УГИБДД Москвы есть некий негласный план по европротоколу в связи с тем, что мэрия Москвы очень хочет упрощенную схему популяризовать. «Водители звонят по номеру 112, просят инспектора, а им отвечают, что ГИБДД будет ехать десять часов,-- объясняет он.-- В итоге у участников ДТП просто нет выбора -- приходится оформлять все самостоятельно, время дороже. Есть даже случай, когда инспектор приехал на место аварии и просто отказался оформлять происшествие, предложив участникам сделать это самим». В Госавтоинспекции, впрочем, этого не подтверждают. Новосибирский правозащитник Алексей Носов говорит, что проблема с европротоколом наблюдается во многих сибирских городах, не только в Новосибирске. «В условиях кризиса люди все-таки пытаются чаще вызывать гаишников, надеясь взыскать со страховой более 50 тыс. руб.»,-- отмечает он. «Потребуется определенное время, чтобы практика урегулирования ДТП по европротоколу завоевала популярность,-- полагает Дамир Аксянов.-- Сам принцип оформления ДТП должен стать для граждан простым и понятным. Автовладелец должен быть уверен, что, заполнив бланк извещения и обратившись к страховщику, он получит страховую выплату в полном объеме». Новым импульсом для европротокола должна стать отмена справок о ДТП, ради которых водители сегодня и вызывают инспекторов. Еще в июле 2015 года МВД разработало проект соответствующего приказа. Но страховщики выступили категорически против. Они уверяют, что только сотрудник ГИБДД сейчас может правильно зафиксировать место аварии, все обстоятельства ДТП и составить список повреждений, в том числе скрытых, и т. д. Так или иначе, проект приказа МВД, отменяющий справки об аварии, самим приказом до сих пор не стал. Спутник в помощь Фиксация ДТП с помощью навигационных спутниковых систем слежения существенно упростила бы систему европротокола. Эта идея исходит от первого вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего тему безопасности дорожного движения в правительстве. С его подачи в четырех регионах -- Москве, Подмосковье, Ленобласти и Санкт-Петербурге -- с 1 октября 2014 года проводится эксперимент: в рамках европротокола можно заявлять ущерб до 400 тыс. руб., при этом страховщику нужно предоставить не только стандартное заполненное извещение, но и фотографии с места аварии, а также спутниковые данные по координатам места ДТП. Пока экспериментальной опцией воспользовались всего два человека. Связано это с тем, что технология предоставления спутниковых данных с места ДТП и привязки их к фотоснимкам непонятна ни страховщикам, ни водителям. Игорь Шувалов недавно признал, что с применением технических средств есть затруднения. В октябре эта тема даже обсуждалась на заседании правительства, ею живо интересовался премьер Дмитрий Медведев. «Страховые компании не идут на то, чтобы выполнять эту норму так, как мы ее задумывали,-- рассказывал ему Шувалов.-- Все-таки требуют явиться на место происшествия сотрудников ГИБДД, выдать справку. Мы пытаемся эту практику сейчас сломать». Игорь Шувалов уже пообещал схему упростить: «Мы думаем о том, что в переходный период водитель мог бы пользоваться простым мобильным телефоном. Если у человека простой телефон, то он сможет с места аварии позвонить оператору, и компания предоставит выписку, что в этот конкретный момент данное лицо находилось в конкретном квадрате». В РСА признают, что в данный момент вокруг технических средств, которые могли бы использоваться для европротокола, сложилась «довольно сложная ситуация». Необходимое оборудование для фиксации ДТП и передачи данных имеется, налажен контакт со специалистами, которые устанавливают приборы в машину и могут передавать данные в РСА (речь идет о 10-15 компаниях, работающих со спутниковыми системами слежения). Сам прибор, нужный для фиксации удара, стоит 5-7 тыс. руб. Но технология, используемая системой, должна иметь юридический статус, поясняют в РСА, иначе невозможно ни заплатить, ни отказать в выплате по ОСАГО на основании данных телематики. Для решения этой проблемы уже подготовлены поправки в постановление правительства № 1002 (готовились РСА и Минтрансом), где уточняются требования к устройствам для расширенного европротокола. Деньги