Аварийный выход
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), доля аварий, оформляемых упрощенным способом (по европротоколу, без инспекторов), составляет 32%. Напомним, такая процедура была введена в 2009 году законом об ОСАГО. Оформить таким образом можно только то ДТП, в котором задействовано не больше двух участников и нанесен вред только имуществу. В настоящее время упрощенное оформление аварий чаще всего применяется в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Росту популярности процедуры способствовало внесение в закон об ОСАГО поправок, увеличивших в 2014 году лимит возмещения страховщика по европротоколу с 25 тыс. до 50 тыс. руб. по стране. Для Москвы, Подмосковья, Ленинградской области и Санкт-Петербурга сделано исключение: тут лимит выплат установлен в 400 тыс. руб. Однако оформление ДТП по европротоколу все еще не стало массовым явлением. Водителей останавливает сложность заполнения извещения о ДТП со схемой аварии: это следует делать без ошибок, если участник аварии не хочет вызывать инспектора. В извещении нужно заполнить 100 пунктов, на это уходит в среднем 30-40 минут и требует от водителей повышенной концентрации внимания, говорит основатель мобильной платформы урегулирования ДТП osaGO Николай Тюрников. По его мнению, нужно переходить на электронное оформление с помощью приложений, фиксирующих координаты происшествия, подсказывающих водителям, как правильно и с какого ракурса сфотографировать поврежденный автомобиль. Европротокол будущего Перспективные разработки, о которых говорит Николай Тюрников, не за горами: в октябре Банк России анонсировал работу над проектом «Помощник ОСАГО». Мобильное приложение позволит фотографировать обстоятельства аварии и заполнять документ о ДТП в электронном виде, бумажное извещение больше не потребуется. Подтверждение согласия водителей с описанием обстоятельств ДТП (а это одно из главных условий европротокола) будет фиксироваться электронной подписью, рассказали «Ъ» в ЦБ, все данные будут проверяться по базам данных в онлайн-режиме. В ЦБ создана рабочая группа, куда вошли представители Минкомсвязи, МВД, РСА, страховщиков, они занимаются подготовкой необходимых изменений в законодательство. Кроме того, в 2018-2019 годах в Москве (приложению нужен хороший интернет-сигнал) планируется провести пилотное тестирование новинки в реальных условиях. Страховщики пока с опаской относятся к этой идее, хотя понимают неизбежность реформ. «Подтверждения согласия водителей простой электронной подписью недостаточно,- поясняют в РСА.- Необходима авторизация в приложении через Единую систему идентификации и аутентификации - ЕСИА (используется для доступа к порталу госуслуг.- «Ъ»)». Кроме того, считают страховщики, нужно будет законодательно закрепить статус электронного извещения о ДТП, поскольку бумажная его версия сейчас является «юридически значимым документом, служащим основанием для выплаты компенсации». Пока ЦБ обсуждает перспективные разработки, РСА пытается заставить работать существующие опции в области европротокола. Например, для того, чтобы оформить по упрощенной процедуре ДТП в Москве, Подмосковье, Ленинградской области, Санкт-Петербурге и претендовать на выплату до 400 тыс. руб., в машинах должны быть установлены устройства, замеряющие координаты и силу удара. Но за три года внятные требования к приборам так и не появились, в результате страховщики признали норму нерабочей. С 1 января 2017 года по решению правительства все машины, выходящие с конвейеров в стране или ввозимые, оснащаются терминалами АО ГЛОНАСС. Это оператор системы оповещения об авариях ЭРА-ГЛОНАСС. Устройство фиксирует удар, немедленно передает всю информацию оператору, и тот вызывает экстренные службы на место аварии. Страховщикам нужно, чтобы терминалы фиксировали и небольшие толчки при мелких ДТП и передавали информацию о них в РСА. Страховщики уже договорились об этом с представителями АО ГЛОНАСС. По итогам договоренностей утверждены новые ГОСТы с требованиями к терминалам и новые правила процедуры оформления аварий. Предполагается, что в течение 10 минут после аварии водитель должен будет нажать кнопку на терминале (для подтверждения страхового случая), затем сфотографировать место аварии с разных ракурсов (с помощью приложения), не забыв при этом заполнить бумажное извещение. В течение пяти дней документы следует отправить страховщику и ждать возмещения ущерба. Такая возможность появится с 1 января 2018 года. Впрочем, вряд ли такая практика станет популярной. Вероятность того, что в ДТП попадут две машины с терминалом ЭРА-ГЛОНАСС, очень низкая, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Приборами оборудовано чуть более 1 млн транспортных средств на всю страну. Как оформлять аварию, если терминал есть только в одной из столкнувшихся машин, тоже не понятно: вопрос этот до конца «не урегулирован», признается начальник управления методологии урегулирования убытков РСА Андрей Маклецов. Кроме того, новая процедура не будет бесплатной для водителя. Сейчас терминалы умеют фиксировать только сильные удары при тяжелых ДТП, пояснил «Ъ» генеральный конструктор-директор по эксплуатации системы ЭРА-ГЛОНАСС Михаил Кораблев. «Устройства надо будет дооборудовать новыми блоками и произвести перепрошивку,- рассказал он.- Мы ведем переговоры с производителями терминалов о том, как все это сделать удобным для пользователя способом. Возможно, в определенных случаях водитель и сам сможет установить нужные блоки. Но иногда бортовые устройства устанавливают в труднодоступные места автомобиля - без сервиса туда не добраться». Стоимость услуги модернизации еще не определена. По оценке директора по развитию «Группы Т-1» (развивает телекоммуникационные сервисы) Игоря Хереша, дооборудование автомобилей обойдется в 10-20 тыс. руб. вместе с установкой. «Не так уж много людей сегодня готово платить такие деньги за возможность оформить аварию европротоколом,- говорит он.- Другое дело, если такая функция станет обязательной для терминалов, устанавливаемых на конвейере». Обязательная установка терминалов ЭРА-ГЛОНАСС, напоминает господин Хереш, уже нанесла чувствительный удар по автопроизводителям, из-за чего некоторые новые модели машин так и не попали в Россию. Без справки за выплатой Еще один фактор, сдерживающий расширение использования европротокола,- опасения водителей, что они не получат компенсацию ущерба без справки о ДТП, которую требуют страховые компании. По этой причине новость об отмене справок, распространенная ГИБДД в конце октября, не на шутку испугала как автомобилистов, так и страховщиков. Справки когда-то вводились именно для страховщиков, чтобы те на основании этого документа могли осуществить выплату. С 20 октября справки отменены приказом МВД. В ГИБДД говорят, что предупреждали о своих планах страховщиков и ЦБ, впрочем, в Банке России «Ъ» заявили, что с ними ничего не согласовывали. Ситуация пока остается неясной. Правила страхования ОСАГО, утвержденные положением ЦБ, обязуют страхователей предъявлять справку для оформления выплаты. ЦБ готовится внести изменения в этот документ, но это может занять один-два месяца, предполагают в РСА. Пока же инспекторы вносят необходимые для страховщиков данные в «первичные процессуальные документы», выдаваемые участникам аварии: постановления, определения или протоколы. Компании вынуждены их принимать у автовладельцев, но вопросы все равно остаются. В постановлениях и определениях, к примеру, нет данных о медицинском освидетельствовании, сведений об оставлении места ДТП (все это может послужить поводом для подачи регрессного иска страховщика к виновнику аварии), краткого описания обстоятельств ДТП, поясняет глава дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. РСА уже обратился в ГИБДД России с письмом, в котором просит обязать инспекторов указывать расширенный набор данных. Впрочем, на рынке ожидают, что ситуация с оформлением ДТП все же улучшится в ближайшие годы - страховщики говорят, что это зависит от скорости «тонких настроек» европротокола. К примеру, в том же приказе МВД № 664 (получившем широкую известность благодаря отмене справок) впервые дано подробное описание действий дежурного ГИБДД, когда на пульт поступает звонок о мелкой аварии. Сотрудник должен проинформировать водителя о том, что есть возможность оформить аварию без инспектора, дать подробные разъяснения и, по сути, уговорить не вызывать гаишника. Кроме того, с 25 ноября российские автошколы обязаны объяснять будущим водителям, что такое европротокол и как им пользоваться: в учебные программы внесены изменения. Госдума тем временем готовит к принятию во втором чтении проект поправок к закону об ОСАГО, подготовленный Минфином: среди нововведений - увеличение лимита ущерба по европротоколу с 50 тыс. до 100 тыс. руб. по всей стране и возможность оформления ДТП по европротоколу в случае, если участники ДТП не смогли договориться на месте об обстоятельствах происшествия. Страховщики, в свою очередь, просят власти не торопиться с внесением изменений в ОСАГО. По их словам, убыточность в этом виде страхования стала для них критичной и новые изменения могут только ухудшить ситуацию. РСА направил в Банк России и правительство обращение с предложением ввести мораторий на изменение законов о страховании. Нынешняя убыточность ОСАГО приводит страховщиков «к состоянию, близкому к непониманию, как дальше развиваться и на какие средства», говорит президент РСА Игорь Юргенс. «Нам нужно остановиться, дать нам передышку для осмысления и группировки сил»,- считает он. Коммерсантъ, приложение