Для тех, кто в пути. Пассажирам не придется себя страховать - это сделает за них перевозчик

Система транспортного права в России в основном уже сформирована. Но работа до конца не закончена, так что Минтранс продолжает обновлять законодательную базу.
В прошлом году принято более десяти профильных федеральных законов, определяющих стратегию развития транспортного комплекса. Но мы работаем не только над усовершенствованием правил игры для отрасли. Не забыты и те, кто пользуется ее услугами. Например, российские авиакомпании уже начали продавать электронные билеты. Люди оценили их преимущества: не надо стоять в очереди в кассу и можно, не выходя из дома или офиса, приобрести билет через Интернет. Да и российские авиаперевозчики благодаря использованию безбумажной технологии стали более конкурентоспособны на рынке, особенно по отношению к иностранным компаниям. Понятие электронный билет до недавнего времени существовало только в программе Международной ассоциации воздушного транспорта (ИКАО). А в России он оставался вне закона. Теперь этот пробел устранен благодаря поправкам в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации. Другое важное изменение касается страховых выплат (статья 133 Воздушного кодекса). Денежная компенсация, которая выплачивается родственникам погибших в авиакатастрофе, увеличена со 100 тысяч до 2 миллионов рублей. Значительнее стали суммы страховки в случае причинения вреда багажу пассажира и вещам, находящимся при нем.
Сегодня наша задача - создать условия для развития четкой и прозрачной системы страхования на всех видах транспорта. В действующем законодательстве эта тема пока представлена разрозненно - сразу в нескольких документах. Нет специального закона, который регулировал бы обязательную страховую гражданскую ответственность перевозчика. Мы работаем над проектом этого документа. Когда он будет принят, в России появится единый базовый подход к страхованию для всех перевозчиков как в небе, так на земле и воде. В нем будут заложены общие условия компенсации при нанесении вреда здоровью и имуществу пассажиров. При этом обязательное страхование не обременит кошелек граждан. Мы планируем прописать в законе норму, по которой стоимость страховки не будет входить в цену билета. То есть пассажиру не надо будет самому себя страховать - это станет обязанностью перевозчика. И в случае ЧП людям не придется ничего доказывать и подтверждать нанесенный ущерб справками. Страховой агент в рамках договора с перевозчиком сам принесет ему денежную компенсацию. Минтранс намерен также предусмотреть право пассажира оперативно получить денежную компенсацию, если это касается его здоровья.
В целом законопроектная работа министерства направлена на решение задач безопасного функционирования транспортной системы, повышения эффективности и качества предоставляемых услуг. Ее развитие будет идти в увязке со Стратегией развития транспортной системы страны до 2030 года. При формировании законодательства необходимо исходить из того, что при предоставлении услуги пользователь всегда прав. Он заплатил деньги и должен получить все в полном объеме. Однако в действующем законодательстве существует определенный диктат перевозчика, даже если он не является монополистом. И от этого надо уходить.
Минтранс сейчас работает над трехлетним законодательным планом на 2009-2011 годы. До сих пор нет закона О метрополитенах, который бы регулировал отношения между пассажирами и перевозчиком. Необходим также закон Об аэропортовой деятельности в увязке с Концепцией развития аэродромной сети России. Не обойдутся без серьезной корректировки раннее принятые кодексы и уставы. Например, есть три основополагающих документа, которые связаны с реформой на железной дороге: законы о железнодорожном транспорте и об особенностях управления и реформирования имущества железнодорожного транспорта, а также устав железнодорожного транспорта. Они приняты в 2003 году, и у этих документов есть серьезный недостаток. В них скопирована цепь отношений на железной дороге, которая была в СССР и в 1990-е годы, когда еще не существовало ОАО РЖД. Пятилетний опыт работы в рамках структурной реформы на железной дороге показал, что требуется выравнивание прав сторон в перевозочном процессе. У каждого должен быть равноправный доступ к инфраструктуре. Пока еще не регулируется в рамках законодательства и железнодорожный транспорт необщего пользования, который не входит в систему РЖД. В основном это подъездные пути к промышленным предприятиям, протяженность которых сегодня составляет около 90 тысяч километров.
Много вопросов и по внутренним вод-ным путям. На протяжении нескольких лет они были обойдены финансовым вниманием. Практически не проводились работы по углублению дна всех 100 тысяч километров судоходных путей и по ремонту гидротехнических сооружений. Нуждается в корректировке и отраслевое законодательство. Закон об управлении на внутреннем водном транспорте, принятый в 2001 году, не отражает многих направлений федеральной целевой программы развития транспортной системы России на 2010-2015 годы. Нам надо открыть для международного судоходства отечественные реки. Это стратегическая задача. Сегодня, напомню, проход судов под иностранным флагом без специального разрешения запрещен. И в этих условиях невозможно на должном уровне поддерживать конкурентоспособность транзитных возможностей России.
Кодекс торгового мореплавания, принятый в 1999 году, тоже требует изменений. Необходимо разработать новую шкалу ответственности в морских портах. Россия стала участницей международной конвенции и ряда договоров в сфере труда моряков, требований к судам и их обеспечению на море. Система гарантий государства, экологических требований к морским перевозкам серьезно изменилась с подписанием новых документов в рамках Международной морской организации. Все это должно найти отражение в российских законах. И мы над этим работаем.

Справка
Законопроекты, над которыми работает Минтранс:

О прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
О внесении изменений в статью 4 Федерального закона О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения.

Законопроекты, внесенные в Госдуму:
Об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Российской Федерации.
Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования:
О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
О внесении изменений и дополнений к закону О международном коммерческом арбитраже.
О внесении изменений в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
О платных автомобильных дорогах.

Сергей АРИСТОВ, статс-секретарь - заместитель министра транспорта
Российская газета

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page