Для тех, кто в пути. Пассажирам не придется себя страховать - это сделает за них перевозчик
Система транспортного права в России в основном уже сформирована. Но работа до конца не закончена, так что Минтранс продолжает обновлять законодательную базу.
В прошлом году принято более десяти профильных федеральных законов, определяющих стратегию развития транспортного комплекса. Но мы работаем не только над усовершенствованием правил игры для отрасли. Не забыты и те, кто пользуется ее услугами. Например, российские авиакомпании уже начали продавать электронные билеты. Люди оценили их преимущества: не надо стоять в очереди в кассу и можно, не выходя из дома или офиса, приобрести билет через Интернет. Да и российские авиаперевозчики благодаря использованию безбумажной технологии стали более конкурентоспособны на рынке, особенно по отношению к иностранным компаниям. Понятие электронный билет до недавнего времени существовало только в программе Международной ассоциации воздушного транспорта (ИКАО). А в России он оставался вне закона. Теперь этот пробел устранен благодаря поправкам в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации. Другое важное изменение касается страховых выплат (статья 133 Воздушного кодекса). Денежная компенсация, которая выплачивается родственникам погибших в авиакатастрофе, увеличена со 100 тысяч до 2 миллионов рублей. Значительнее стали суммы страховки в случае причинения вреда багажу пассажира и вещам, находящимся при нем.
Сегодня наша задача - создать условия для развития четкой и прозрачной системы страхования на всех видах транспорта. В действующем законодательстве эта тема пока представлена разрозненно - сразу в нескольких документах. Нет специального закона, который регулировал бы обязательную страховую гражданскую ответственность перевозчика. Мы работаем над проектом этого документа. Когда он будет принят, в России появится единый базовый подход к страхованию для всех перевозчиков как в небе, так на земле и воде. В нем будут заложены общие условия компенсации при нанесении вреда здоровью и имуществу пассажиров. При этом обязательное страхование не обременит кошелек граждан. Мы планируем прописать в законе норму, по которой стоимость страховки не будет входить в цену билета. То есть пассажиру не надо будет самому себя страховать - это станет обязанностью перевозчика. И в случае ЧП людям не придется ничего доказывать и подтверждать нанесенный ущерб справками. Страховой агент в рамках договора с перевозчиком сам принесет ему денежную компенсацию. Минтранс намерен также предусмотреть право пассажира оперативно получить денежную компенсацию, если это касается его здоровья.
В целом законопроектная работа министерства направлена на решение задач безопасного функционирования транспортной системы, повышения эффективности и качества предоставляемых услуг. Ее развитие будет идти в увязке со Стратегией развития транспортной системы страны до 2030 года. При формировании законодательства необходимо исходить из того, что при предоставлении услуги пользователь всегда прав. Он заплатил деньги и должен получить все в полном объеме. Однако в действующем законодательстве существует определенный диктат перевозчика, даже если он не является монополистом. И от этого надо уходить.
Минтранс сейчас работает над трехлетним законодательным планом на 2009-2011 годы. До сих пор нет закона О метрополитенах, который бы регулировал отношения между пассажирами и перевозчиком. Необходим также закон Об аэропортовой деятельности в увязке с Концепцией развития аэродромной сети России. Не обойдутся без серьезной корректировки раннее принятые кодексы и уставы. Например, есть три основополагающих документа, которые связаны с реформой на железной дороге: законы о железнодорожном транспорте и об особенностях управления и реформирования имущества железнодорожного транспорта, а также устав железнодорожного транспорта. Они приняты в 2003 году, и у этих документов есть серьезный недостаток. В них скопирована цепь отношений на железной дороге, которая была в СССР и в 1990-е годы, когда еще не существовало ОАО РЖД. Пятилетний опыт работы в рамках структурной реформы на железной дороге показал, что требуется выравнивание прав сторон в перевозочном процессе. У каждого должен быть равноправный доступ к инфраструктуре. Пока еще не регулируется в рамках законодательства и железнодорожный транспорт необщего пользования, который не входит в систему РЖД. В основном это подъездные пути к промышленным предприятиям, протяженность которых сегодня составляет около 90 тысяч километров.
Много вопросов и по внутренним вод-ным путям. На протяжении нескольких лет они были обойдены финансовым вниманием. Практически не проводились работы по углублению дна всех 100 тысяч километров судоходных путей и по ремонту гидротехнических сооружений. Нуждается в корректировке и отраслевое законодательство. Закон об управлении на внутреннем водном транспорте, принятый в 2001 году, не отражает многих направлений федеральной целевой программы развития транспортной системы России на 2010-2015 годы. Нам надо открыть для международного судоходства отечественные реки. Это стратегическая задача. Сегодня, напомню, проход судов под иностранным флагом без специального разрешения запрещен. И в этих условиях невозможно на должном уровне поддерживать конкурентоспособность транзитных возможностей России.
Кодекс торгового мореплавания, принятый в 1999 году, тоже требует изменений. Необходимо разработать новую шкалу ответственности в морских портах. Россия стала участницей международной конвенции и ряда договоров в сфере труда моряков, требований к судам и их обеспечению на море. Система гарантий государства, экологических требований к морским перевозкам серьезно изменилась с подписанием новых документов в рамках Международной морской организации. Все это должно найти отражение в российских законах. И мы над этим работаем.
Справка
Законопроекты, над которыми работает Минтранс:
О прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
О внесении изменений в статью 4 Федерального закона О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения.
Законопроекты, внесенные в Госдуму:
Об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Российской Федерации.
Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования:
О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
О внесении изменений и дополнений к закону О международном коммерческом арбитраже.
О внесении изменений в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
О платных автомобильных дорогах.
Сергей АРИСТОВ, статс-секретарь - заместитель министра транспорта
Российская газета