Банки подстраховались от клиентов
Крупные банки все активнее предлагают своим клиентам страхование рисков мошенничества по пластиковым картам, всплеск которого традиционно приходится на сезон летних путешествий. Российские держатели карт теряют от мошенничеств более 1 млрд руб. в год. По закону банки не обязаны компенсировать клиентам эти деньги и предлагают сделать это страховым компаниям. Впрочем, даже при условии оформления страховки ждать компенсации придется до полугода, предупреждают страховщики.
Вчера Банк Москвы сообщил о введении страхования владельцев пластиковых карт от мошеннических действий. Максимальная сумма компенсации составляет 50 тыс. руб., в течение первого года клиенту эта услуга предоставляется бесплатно, размер тарифа на следующий год в банке уточнить не смогли. При наступлении страхового случая клиент должен сообщить в банк о случившемся, составить заявление и копию о возбуждении уголовного дела по факту противоправных действий третьих лиц в отношении держателя карты, уточнил механизм компенсации директор департамента частного банковского обслуживания Банка Москвы Дмитрий Брейтенбихер.
Аналогичные продукты своим клиентам уже предлагают ВТБ 24, БСЖВ, Росбанк, Альфа-банк, Газпромбанк, Райффайзенбанк. В перспективе они появятся у Сбербанка, ОТП-банка и Промсвязьбанка. Рост мошенничеств с пластиковыми картами стимулирует банки искать способы защиты. На основании данных VISA и MasterCard можно определить, что в 2008 году потери по платежным картам в России составили около 1 млрд руб., что в два раза больше, чем в 2007 году, подсчитали в Ассоциации региональных банков. Данных по 2009 году пока нет, но прошлое лето было отмечено всплеском жалоб держателей карт Райффайзенбанка на незаконные списания со счетов по всему миру. «Общая величина убытков одного банка от мошенничеств по картам за год может достигать в отдельных случаях €100-200 тыс.», – говорит начальник отдела страхования финансовых институтов ОСАО «Ингосстрах» Дмитрий Шапошников.
Страховка от несанкционированных списаний с карточного счета, по данным участников рынка, стоит для клиента банка до 2 тыс. руб. в год. «Страховой полис позволяет защитить финансовые интересы клиента, когда ответственность за списание денежных средств с карты лежит на нем», – поясняет суть страхования начальник управления пластиковых карт ВТБ 24 Александр Бородкин. То есть страховая компания обязуется компенсировать, например, все деньги, которые сняли с карты клиента до того момента, когда он уведомил банк о ее пропаже. Согласно статистике «Ингосстраха», средняя сумма компенсации по одному такому убытку обычно не превышает €5-10 тыс. Однако срок выплаты может составить от одного до шести месяцев, предупреждает директор Центра страхования финансовых рисков РОСНО Виталий Ус.
Активное предложение банками страхования от мошенничества связано с тем, что они хотят переложить ответственность за эти риски на страховую компанию, признают сами представители банков. «Вообще, банки должны возвращать утраченные средства клиента безо всяких страховок», – подчеркивает зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов. Страховать же свои риски по компенсационным выплатам за карточные мошенничества банкам невыгодно, отмечают участники рынка. При такой схеме банк несет довольно существенные расходы, говорит директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Елена Дворовых – 20-30% от совокупной страховой суммы. «И чем больше обороты банка по картам, тем выше риски страховых выплат, и это, соответственно, повышает стоимость страхового взноса», – добавляет она. «В результате размер страховой премии, которую должен был бы банк заплатить страховой компании, может превысить потери от мошеннических операций, возмещаемых банком клиентам в соответствии со своей политикой», – уточняет зампред правления банка «Возрождение» Марк Нахманович.
«Пока инициативы о том, чтобы обязать банки по закону компенсировать клиентам хотя бы часть списанных в результате мошенничества средств, только обсуждаются, поэтому банки и запускают для клиентов программы страхования этих рисков», – указывает руководитель карточного бизнеса и удаленных каналов продаж ОТП-банка Василий Кузнецов.
Коммерсантъ