Страховой на случай: иностранцам просят ужесточить наказание за езду без ОСАГО
Изымать машины иностранцев, которые попали в России в ДТП и не имеют полиса ОСАГО, предлагают общественники правительству России. Сейчас, в случае аварии с участием гражданина зарубежного государства, у автомобиля которого нет полиса страхования ответственности, пострадавшие могут получить компенсацию только через суд, объясняют специалисты. Проблема актуальна, подтверждают юристы и автоэксперты, но отмечают, что инициатива требует доработки. Без ОСАГО и регистрации Автором идеи стал Национальный автомобильный союз (НАС). Он предложил ужесточить наказание за отсутствие полиса ОСАГО у водителей-иностранцев. Представители организации обратились к премьер-министру России Михаилу Мишустину (письмо есть в распоряжении «Известий»). В частности, предлагается эвакуировать такие транспортные средства. ОСАГО — это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. И требование застраховать свой автомобиль распространяется абсолютно на всех находящихся в стране. За отсутствие ОСАГО полагается штраф от 500 до 800 рублей. Полис покрывает ущерб, который водитель нанес другим участникам движения. Но за ремонт собственной машины ему придется платить самостоятельно. В НАС сообщили, что регулярно получают обращения от граждан, пострадавших в ДТП с участием водителя-иностранца, чье транспортное средство не зарегистрировано в России и у которого отсутствует полис ОСАГО. «В результате люди не могут получить компенсацию за ущерб в рамках системы страхования и вынуждены обращаться в суд», — говорится в обращении. После выигранного суда граждане должны обратиться в Федеральную службу судебных приставов, которая взыщет с иностранного водителя денежные средства на восстановление автомобиля, поврежденного по его вине, отметил автор инициативы, вице-президент НАС Антон Шапарин. — Но чаще всего у иностранцев нет никакого имущества, и они просто уезжают из России, приставы не могут взыскать с них деньги, — пояснил он «Известиям». — Мы предлагаем ужесточить наказание для иностранцев — отправлять автомобили с зарубежными номера без страховки на штрафстоянку до того времени, пока не будет приобретен полис. До 30 июня 2023 года Россия входила в международную систему страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта» с участием 48 в основном европейских стран, в рамках которой взаимно признавались национальные страховые полисы ответственности, напомнили «Известиям» в бюро «Зеленая карта» Российского союза автостраховщиков. — 2 сентября 2023 года вступило в силу соглашение, которым предусмотрено использование «Зеленых карт» между Россией и Белоруссией. В нем установлены условия страхования, порядок выплат, взаиморасчетов и взаимных гарантий, — отметили в организации. Также были подписаны соглашения с национальными бюро «Зеленая карта» Азербайджана, Турции и Марокко, согласно которым действие документа продолжается, если он выдан не позднее 1 июля 2023 года. С другими странами этот вопрос не урегулирован. «Известия» направили запрос в правительство, получили ли там обращение НАС и как в кабмине оценивают инициативу. Причины и следствия Водители, попавшие в ДТП с участием иностранцев, поделились с «Известиями» своими историями. Один из них рассказал, что два месяца назад водитель, выезжая из двора, врезался в его автомобиль, повредив правое крыло. — Он съезжал со второстепенной дороги и должен был дождаться, пока я проеду, — сообщил Владислав. — У водителя не было страховки, из-за чего я не мог получить компенсацию. Пришлось обращаться в суд, но как выяснилось, виновный в ДТП приехал на несколько дней в Россию и уже благополучно уехал. И я за свой счет восстанавливал машину. Другой случай произошел в Подмосковье. Водитель Nissan Qashqai получил удар в бампер от водителя Kia Rio с иностранными номерами. Пострадавший оформил ДТП, но у виновного отсутствовал страховой полис. — Водитель обещал, что компенсирует повреждения, но прошло четыре месяца и я просто был вынужден обратиться в суд, хотя прекрасно понимаю, что восстанавливать машину буду за свой счет, — рассказал «Известиям» Николай. В России действительно есть проблема с отсутствием полиса ОСАГО у иностранных водителей, подтвердил адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Если такой автомобилист становится виновником ДТП и суд обязывает его выплатить компенсацию потерпевшим, с исполнением этого решения очень часто возникают сложности. — Но предложенная инициатива — это попытка бороться со следствием, а не с причиной, — отметил он в разговоре с «Известиями». — Логичнее было бы внести изменения в закон «Об ОСАГО», согласно которым при въезде в Россию автомобилист обязан иметь страховку на срок, не меньший, чем срок его пребывания в нашей стране. В России без полиса ездит 4–5 млн водителей, из которых подавляющее большинство — это граждане РФ, сообщил «Известиям» член президиума общественного совета при МВД России Игорь Моржаретто. — Чем иностранец без полиса отличается от россиянина без страховки? Эвакуацию автомобиля без ОСАГО имеет смысл вводить для всех водителей, независимо от национальности и номеров на машине, — подчеркнул он. Игорь Моржаретто добавил, что наиболее действенным способом борьбы с теми, кто ездит без полиса, могут стать камеры, которые бы отслеживали таких нарушителей. Но эта идея обсуждается уже почти пять лет и дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Судебная компенсация Когда виновник ДТП не имеет полиса ОСАГО, пострадавшим невозможно получить компенсацию, подтвердили в Российском союзе автостраховщиков. Там пояснили, что если у виновника нет договора страхования ответственности, то и оснований для страхового возмещения не возникает. — Но РСА может осуществить компенсационную выплату, если в результате происшествия имеет место причинение вреда жизни или здоровью, — сказали «Известиям» в организации. — Что касается возмещения вреда имуществу (автомобилю), то потерпевший вправе потребовать его непосредственно от причинителя вреда в рамках общего гражданского законодательства. Отсутствие страховки у иностранных водителей действительно представляет проблему, отметил и коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев. — Если в ваше транспортное средство въехал иностранный гражданин, то нужно постараться собрать как можно больше информации о виновнике ДТП: ФИО, адрес проживания, номер телефона и данные автомобиля, — рассказал «Известиям» эксперт. — После следует вызвать сотрудников Госавтоинспекции, сфотографировать место ДТП, все повреждения и автомобиль виновника. Затем, добавил Михаил Коптев, следует обращаться уже в свою страховую компанию, которая может оценить размер ущерба — его пострадавший заявит в судебном иске. Роман СОЛДАТОВ, Кирилл САЗОНОВ, Мария КОЛОБОВА insur-info.ru