Страховое мошенничество и психология

Как известно, психологические процессы лежат в основе человеческих отношений, и чем больше специалисты пользуются психологическими закономерностями человеческого поведения, тем эффективней достижение поставленной цели.
Полиция, спецслужбы и детективные агентства всех стран мира используют психологию для борьбы с преступниками. Не являются исключением сотрудники страховых компаний, которым каждый день приходится сталкиваться с замаскированным мошенничеством и обманом.
Знание психологии поведения мошенников до, во время и после совершения мошенничества дает ключ к распутыванию сложного клубка ложной и умышленно измененной информации о страховом событии. Рассмотрим некоторые психологические особенности совершения мошенничеств, связанных с инсценированными ДТП.

Психологические мотивы совершения мошенничества
В целом можно выделить два основных мотива: первый – желание «подогнать» уже возникшую ранее ситуацию под страховой случай, второй – умысел на незаконное получение страховой выплаты путем инсценировки (создания видимости) страхового события. Есть более простая причина – желание получить сумму наличными для собственных нужд путем завышения реального ущерба от ДТП. Первый мотив – самый распространенный, им руководствуются около 85% лжезаявителей, второй мотив характерен для преступных групп, решивших совершить единичное мошенничество или созданных с целью систематического совершения мошенничеств.

В психологическом плане страхователи (потерпевшие), которые изменяют обстоятельства ДТП в свою пользу, не воспринимают свои обманные действия как преступление. Большинство считает, что обман страховой компании – это вынужденная мера для возмещения причиненного ущерба, похожая на многие «жизненные правила», которыми руководствуются все «нормальные» люди:
– получение ложных больничных листов, оправдывающих прогул на работе;
– указание завышенной заработной платы, чтобы получить потребительский кредит;
– выписка квитанций об оплате гостиницы с завышенной стоимостью для использования командировочных расходов на собственные нужды;
– использование корпоративных скидок для клиентов за счет своих родственников и знакомых и многое другое.

Многие из простых обывателей, обманывающих страховые компании, не знакомы со словами «инсценировка», «сокрытие преступления», «мотивация преступника» и даже не знают уровень уголовной ответственности за совершение своих действий.
Именно поэтому одним из действенных психологических приемов будет разъяснение законодательства. Кстати сказать, в США используется интересный метод – при заключении договора страхования клиенту выдается «Предупреждение об ответственности», в котором содержатся положения законодательства об ответственности страховых мошенников с указанием видов наказания, оно вручается клиентам под роспись.
Так, например, водитель Н., занимающийся перегоном и перепродажей автомобилей, ударил машину о столб у одного из дорожных бистро. Для «компенсации ущерба» он впоследствии договорился об инсценировке ДТП с автомобилем своего знакомого, застрахованного по ОСАГО.
Когда его опрашивали по обстоятельствам обмана, он искренне не понимал, почему из-за этого пустяка такой «сыр-бор».
Тактически важным моментом, играющим решающую роль для выявления страхового мошенничества, является то, что в подавляющем большинстве случаев дорожно-транспортного происшествия, которое заявляется как страховое событие, на самом деле не существовало. ДТП существует лишь на бумаге и в воображении заявителя.

Психология ложных показаний
Для убеждения страховщиков в истинности страхового события заявитель (потерпевший или страхователь) вынуждены давать ложные пояснения. Часть ложных показаний дается в объяснении о ДТП в ГИБДД, часть – в заявлении на выплату страхового возмещения (заявлении о наступлении страхового случая), часть – в извещении о ДТП. Психология любого лгуна работает одинаково и в целом сводится к двум типичным вариантам: либо крайне сухой, юридический текст, либо текст с ненужными подробностями или внезапными ситуациями. Приведем несколько текстов из реальных дел об инсценированных ДТП. Фрагмент объяснения в ГИБДД: «Я ехал на своем автомобиле «ВАЗ» со скоростью 30 км/час по загородной трассе, встречных и попутных машин не было. Я решил закурить и полез за сигаретами в бардачок, пачка упала, и я наклонился за ней. В этот момент я почувствовал удар и остановился. Выйдя из машины, я увидел, что столкнулся с автомобилем «Мерседес», стоявшим у обочины».
Фрагмент заявления в страховую компанию: «Прошу возместить вред, причиненный мне водителем Тарасовым, который, управляя автомобилем «ЗАЗ», при движении задним ходом нарушил ПДД и допустил наезд на мой автомобиль «Ауди», причинив мне значительный ущерб».
В первом случае очевидно надуманное стечение обстоятельств, во втором – грамотная юридическая консультация, не допускающая других трактовок ситуации.

Психология создания ложных следов
Для подтверждения ущерба преступники создают ложные следы, как на месте ДТП, так и на транспортных средствах. Так, для того чтобы убедить представителей страховщика в реальности ДТП, мошенники создают следы на столбах, деревьях, бетонных и стальных ограждениях, рассыпают осколки фар, мелкие части автомобиля. Для убеждения страховщика в реальности столкновения между двумя автомобилями преступники наносят повреждения на автомобиль, застрахованный по ОСАГО: царапают краску гвоздем, наждачной бумагой, железными предметами и инструментами и даже частями второго поврежденного автомобиля. И наоборот, для сокрытия реальных следов или их отсутствия мошенники заявляют о том, что автомобиль отремонтирован, продан или интересующие страховщика части демонтированы, и хозяин от них избавился.
Так, гражданин М. подал заявление о якобы совершенном ДТП, которого на самом деле не было. После получения телеграммы о предоставлении автомобиля-виновника его приятель сообщил о продаже своего автомобиля, хотя реально автомобиль находился в его собственности и хранился в гараже.

Психологическая боязнь разоблачения
Мошенники в какой-то степени смелые люди, но умеренно смелые, поскольку разоблачение в их планы не входит. Естественный страх быть пойманным заставляет их отказываться от преступного замысла «на полпути», когда появляется вероятность выявления лжи. У каждого мошенника свой предел страха, однако у каждого он есть.
Так, гражданка А. подала заявление о ДТП, в котором пострадал ее новый автомобиль «ВАЗ». Ущерб составил более 120 тыс. рублей, виновник не отказывался от своей вины. Все документы ГИБДД были оформлены должным образом, в кратчайшие сроки. После проведения осмотра обоих автомобилей с участием трасолога гражданка А., не дожидаясь результатов исследования, добровольно написала заявление об отказе от страховой выплаты.
Большинство страховых мошенников (около 85%) – это обыватели, не имеющие судимости и связей с преступным миром. Это лица, имеющие работу, заработок, семью, но просто решившие использовать случай для получения «легких денег». Поэтому их пугает страх оказаться под подозрением и, тем более, попасть в поле зрения ОВД. В связи с этим представляется крайне эффективным использование психологических приемов, которые вызывают чувство боязни разоблачения.
Так, например, сам факт использования успешных методов и технологий предупреждения и выявления страхового возмещения в конкретной страховой компании снизит объем подачи ложных заявлений о ДТП. Ну а если конкретные потерпевшие (страхователи) узнают, что их показания и другую информацию по делу детально расследуют, они могут отказаться от выплаты на этапе проверки, опасаясь разоблачения и уголовного преследования.

Хочется отметить, что во всех страховых компаниях мира используют психологические методы профилактики и расследования страхового мошенничества и российским страховщикам пора перенимать положительный опыт борьбы со страховым мошенничеством.

www.allinsurance.ru

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page