Минфин инициирует разработку принципов добровольного страхования детей на время их отдыха
«Позиция ведомства еще формулируется, она полностью будет изложена в теме специального доклада, который готовится в рамках исполнения поручения президента о повышении уровня безопасности детей в местах отдыха», - пояснила В.Балакирева. «Вместе с тем уже сейчас можно сказать, что по целому ряду причин Минфин РФ не поддержал идею введения в РФ обязательного порядка страхования жизни и здоровья детей на период отдыха», - продолжила представитель ведомства. «Представляется не вполне логичным само выделение периода отдыха детей в рамках организации мер по повышению их безопасности. Разве забота о детях не должна осуществляться ежедневно, в том числе в течение учебного года, когда дети ведут активный образ жизни и подвергаются рискам. Кроме того, обязательный порядок страхования подразумевает единые условия страхования всех детей по всей территории страны, что лишает гибкости в подходах страховщиков к предложению подобной страховой услуги. Наверное, программа страхования детей в спортивном лагере должна отличаться от программы для детей на отдыхе в городском или загородном лагере, еще более специфической может быть программа страховой защиты для детей-инвалидов. Все это можно учесть в договоре добровольного страхования. Такие программы, кстати, приобретают все большую популярность в стране. Минфин считает, что страхование детей должно оставаться в рамках добровольного страхования, заботу об их безопасности, в конце концов, никто не снимал с родителей, важно и родителям оставить возможность выбора, важно и их решение», - отмечает В.Балакирева. Самое главное, полагает она, «отдавать себе отчет в том, что в системе безопасности детей, в том числе на отдыхе, ключевое место принадлежит превентивным мерам защиты». «Страхование, безусловно, может быть использовано в общей системе мер, но как мера дополнительная. Если ущерб ребенку уже нанесен, выплата смягчит, но не устранит факт ущерба», - подчеркнула В.Балакирева. «Неслучайно в комплексе мер есть перечень связанных с повышением ответственности организаторов детского отдыха мер и мер, связанных с контролем за обеспечением безопасности детей в местах отдыха», - продолжила представитель ведомства. По словам В.Балакиревой, сегодня речь идет о разработке комплекса мер по усилению обеспечения безопасности детей, поэтому предложения готовятся не только Минфином РФ, но и Минобразования, Роспотребнадзором, Ростуризмом, другими заинтересованными ведомствами. В то же время, отметила она, «федеральный закон об организации страхового дела предусматривает возможность разработки подзаконных актов, предусматривающих для массовых программ добровольного страхования определение базовых принципов, которые должны лечь в основу при заключении договора такого страхования. Эти принципы могут быть разработаны и предлагаться как страховым сообществом, так и Банком России, они могут учитывать определенную типологию в подходах к страхованию детей». Источник, знакомый с ходом подготовки проекта документа, сообщил «Интерфаксу-АФИ», что идея введения обязательного страхования жизни и здоровья детей, кроме прочего, «упирается» в непреодолимое препятствие юридического характера: Гражданский кодекс РФ не допускает принудительного страхования рисков жизни и здоровья людей, в обязательном порядке может страховаться только чья-то ответственность за вред третьим лицам». Кроме того, «не все виды обязательного страхования ответственности в РФ развиваются безконфликтно. Пример ОСАГО на слуху, понятна осторожность Минфина РФ по введению все новых видов обязательного страхования в стране», считает собеседник агентства. Кроме того, ведомство всегда объявляло о приоритете развития добровольных видов страховой защиты в стране. «В довершение всего статистика несчастных случаев в местах отдыха детей системно в РФ не ведется. Это означает, что нет базы для расчета адекватных тарифов в новом обязательном виде страхования. При заниженной цене полиса этого вида страхования будут избегать страховщики, при завышенной страхование окажется дополнительным налогом на приобретение путевок для детей. Конфликтность подхода угадывается заранее», - полагает собеседник агентства. «Обеспечение безопасности на время отдыха детей - это комплекс специальных мер, к которым страхование не относится», - заявил глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс «Интерфаксу-АФИ». «Инструмент страхования используется как в целом, так и в данном контексте в качестве финансовой поддержки семьям или официальным представителям пострадавших детей на случай возникновения конкретных дополнительных расходов, - продолжил он. - Выплата по полису страхования от несчастного случая - форма поддержки родителей. Полис добровольного страхования медицинских расходов на отдыхе по полису для ребенка, к примеру, обеспечит визит врача к пострадавшему ребенку, покрывает расходы на досрочное возвращение его домой, а также покрывает расходы на посмертную репатриацию, иные транспортные расходы, которые не входят в полис ОМС, не подпадают под протокол МЧС». По мнению президента ВСС, «в любом случае характер страхования детей - добровольный, такая защита аналогична государственным формам защиты здоровья и жизни путешествующих и отдыхающих граждан РФ». «Важно не забывать и о роли страховых принципов, реализуемых в обязательном социальном страховании - о Федеральном фонде ОМС, Фонде социального страхования, а также о заложенных в госпрограммах, сопрягаемых с коммерческим страхованием, - отметил И.Юргенс. - Также важно добиться прозрачности в ситуации разделения ответственности родителей, государства и «производителей услуг» в сфере детского отдыха». «Коммерческие страховщики могут снизить риски организаторов детского отдыха и поддержать родителей в минуту испытаний, но все это становится актуально после наступления страхового события, именно его важно не допустить. Ради этого сегодня разрабатывается дополнительная система мер», - заключил глава ВСС. Финмаркет