Тарифная песня

Минфин планирует повысить тарифы по ОСАГО. Население гадает: то ли это очередная обдираловка, то ли реальная возможность увеличить объемы выплат.
Я считаю, что повышение тарифов необходимо для спасения рынка ОСАГО как такового – иначе никак. Большинство страховых компаний несет убытки по «автогражданке», и если тарифы не пересмотреть, нас ожидает серия банкротств или отказ многих игроков от этого вида страхования.
Результат предсказуем: гибель рынка и недовольство потерпевших, которым причитается компенсация. А это никому не нужно. Повышать тарифы надо еще вот почему. Жизнь погибших в авиакатастрофах оценивается в 2 млн рублей, а в автокатастрофах – в 160 тыс. рублей. Между тем, по статистике, люди погибают на дорогах в 60 раз чаще, чем в воздухе. Справедлива ли такая разница в цене? Уверен, что нет.
Страховой рынок горячо обсуждал с Минфином и с Минтрансом идею повышения тарифов. Минтранс даже разработал законопроект, в котором стоимость человеческой жизни увеличивалась до 2 млн рублей вне зависимости от того, на каком виде транспорта произошла катастрофа. Но, к сожалению, подсчеты актуариев показали, что увеличение выплат по ОСАГО до 2 млн рублей в части вреда жизни и здоровью приведет к росту тарифов в 2-2,5 раза. Мы не можем позволить себе такого резкого увеличения стоимости полисов в кризис. Когда я говорю «мы», я имею в виду порядочных бизнесменов, лоббистов и, конечно, чиновников от страхования. Именно поэтому Минфин разработал еще один законопроект, в котором предлагает повысить выплаты за причинение вреда жизни и здоровью автомобилистов по ОСАГО до 500 тыс. рублей. Увеличится и выплата родственникам погибшего в аварии со 135 тыс. рублей до 476 тыс. рублей. Что касается выплат на ремонт авто, то предлагается их поднять со 160 тыс. рублей до 200 тыс. рублей, если в аварии пострадало несколько машин, и со 120 тыс. рублей до 150 тыс. рублей в случае повреждения одного автомобиля. По предварительным оценкам, это приведет к увеличению тарифов на 50%.
Почему задумались об увеличении объемов выплат именно в кризис? Не будем лукавить, сейчас не самые легкие времена для страховщиков: стоимость деталей для иномарок подскочила с начала года в полтора раза. Рост евро приводит к увеличению стоимости ремонта, что еще больше увеличивает убытки по ОСАГО.
ОСАГО оказалось своего рода ловушкой для ряда компаний. До кризиса многие, в том числе и крупные страховщики, позволяли себе платить завышенные комиссионные брокерам и агентам. А возмещение выплачивали пострадавшим из тех денег, которые приносили новые клиенты. И выживали только за счет притока новых клиентов. Но вот с наступлением кризиса автопарк перестал расти, новые клиенты не появляются, а ремонт дорожает. Теперь недобросовестные страховщики покидают рынок. С начала кризиса лицензий лишилось больше десятка страховщиков ОСАГО, и это не конец.
Что до этого остальным, спросите вы? Объясню: по долгам ушедших с рынка компаний расплачиваются оставшиеся игроки. Все страховщики ОСАГО отчисляют в специальные гарантийные фонды по 3% от своих сборов. До кризиса там было порядка 5 млрд рублей. Теперь осталось меньше 3 млрд рублей. Учитывая, с какой скоростью компании покидают рынок, скоро этот фонд может опустеть. Получается, что недобросовестные страховщики подставили честных коллег. Если тарифы не повысить, то многие страховщики будут замораживать свою активность в данном сегменте, а их место немедленно займут компании-однодневки или недобропорядочные страховщики, которые попытаются перед уходом с рынка собрать максимальный объем премии. Очевидно, что отвечать по своим обязательствам такие страховщики не планируют.
Финансовые проблемы в экономике уже провоцируют рост страхового мошенничества, причем активность растет как со стороны организованных преступных групп, так и со стороны одиночек, а это тоже не лучшим образом отражается на рынке ОСАГО. Сокращение сборов по другим видам страхования, дефицит инструментов для размещения средств и получения инвестиционного дохода также не добавляет стабильности активным участникам рынка «автогражданки» – в таких условиях они очень стеснены в резервах. Значит, чтобы спасти «автогражданку», тарифы необходимо пересматривать в самое ближайшее время. Только такая мера позволит страховым компаниям, имеющим хоть сколько-нибудь серьезную долю в портфеле ОСАГО, продолжать полноценно обслуживать клиентов.

Профиль
Потапов Е.

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page