Каковы наиболее значимые последствия кризиса на российском страховом рынке?
Андрей Бондаренко, заместитель директора департамента стратегического развития бизнеса РОСНО:
– В первом полугодии 2010 года сразу несколько крупнейших российских страховых групп провели консолидацию имеющихся активов. В результате, помимо образования новых крупных игроков, на рынке усилились тенденции передела страховых портфелей объединяемых и поглощаемых компаний, миграция команд продавцов и менеджеров.
Стало очевидным разочарование значительной части иностранных инвесторов в российском страховом рынке в целом, в особенности в накопительном страховании жизни. Международные холдинги вынуждены закрывать филиалы, уходить из целых сегментов рынка или полностью замораживать деятельность своих российских «дочек». Уверенно чувствуют себя и продолжают развитие только те международные инвесторы, которые владеют компаниями – безусловными лидерами рынка.
К позитивным тенденциям следует отнести рост страховой культуры как среди юридических, так и среди физических лиц. Клиенты стали гораздо внимательнее изучать качество страхового покрытия, сравнивать тарифы. В результате, несмотря на неизбежные эксцессы демпинга и страхового мошенничества, мы наблюдаем гораздо более зрелый подход потребителей к приобретению страховой защиты.
Дмитрий Амелькин, начальник управления стратегических проектов ОСАО «Ингосстрах»:
– В основном кризис в перспективе несет позитивные последствия: уход с рынка слабых игроков, более взвешенный подход к выбору страховщика со стороны клиентов, повышение компаниями уровня риск-менеджмента.
Из негативных можно отметить увеличение «схемного» страхования, увеличение значимости административного ресурса у компаний, связанных с органами власти, и кредитного ресурса у страховых компаний, аффилированных с банками. Дополнительно можно говорить о некотором снижении доверия к страховым компаниям со стороны страхователей (имеется в виду, что часть ненадежных страховщиков не выполнили свои обязательства перед страхователями, и те разуверились в страховании в целом).
Последние результаты показывают, что большинство крупных страховщиков начали грамотно считать свои убытки в розничном страховании и в целом умерили политику агрессивного демпинга, которая была присуща части из них в 2009 году. Это приведет к тому, что они будут поднимать свои тарифы и стараться делать розницу менее убыточной. Хотя надо оговориться, что некоторые крупные компании по-прежнему предлагают на рынке абсолютно необоснованный тариф, следуя, видимо, своим стратегическим целям захвата рынка. Корпоративный бизнес убыточность нагонит в более поздний период, в 2011–2013 годах. В 2009 году многие страховые компании получили хороший доход от инвестиционной деятельности, но в 2010 и 2011 годах такого не будет: рынок акций, который вырос в два с половиной раза по сравнению с дном, больше так не вырастет. Поэтому ситуация будет достаточно непростой.
Эксперт