Рынок автострахования в РФ проходит через кризисную «ломку»
Жестоким тестом на выживание для автостраховщиков становится 2009 год: затраты по полисам растут из-за дорогого авторемонта, новые продажи скудеют, резервов на покрытие убытков катастрофически не хватает. Плеть инфляции сурово взвинчивает расходы на ведение дел компаний, а успех приходится «выгрызать» из рук конкурентов.
Зажатые в тиски кризиса автостраховщики применяют стратегии, которые им под силу. Добросовестные игроки во всем ограничивают себя и скупы в обещаниях клиентам, понимая, как дороги становятся деньги на возмещения.
Зато другие щедры без меры: дешевизна и море обещаний в тяжелые времена кризиса всегда привлекают внимание целевой группы, неоправданно дешевое автокаско входит в моду. Но рискованная игра стоит свеч: в портфелях большинства компаний автострахование занимает более 50%.
Потери рождают потери
В 2008 году сборы автостраховщиков по ОСАГО, по данным Росстрахнадзора, составили 80,4 млрд рублей. По экспертным оценкам «Интерфакс-ЦЭА», сборы автокаско за тот же период составили порядка 95–100 млрд рублей.
В кризисном 2009-м российское ОСАГО демонстрирует относительную живучесть по сравнению со сборами по автокаско. В первом квартале обязательный вид автострахования сократился на 2,5% по сравнению с 12-процентным ростом сборов за первые три месяца 2008 года. В то же время сборы по автокаско в первом квартале 2009 года, согласно оценкам экспертов, рухнули на 8% по отношению к уровню прошлого года.
Положение осложняется резким снижением продаж новых автомобилей в текущем году, которое, по оценке экспертов, в ближайшем будущем ускорится и вызовет падение числа продаж полисов каско.
По данным заместителя генерального директора «Ингосстраха» Игоря Ямова, уровень проникновения автокаско в 2008 году в сегменте новых иномарок составлял 50%, в сегменте отечественных автомобилей – только 6%.
«Потери в продажах иномарок в РФ в 2009 году могут достигать от 50% до 65% по сравнению с уровнем прошлого года», – считает он.
«Объем сборов по автокаско в РФ в 2009 году может сократиться на 15–30% по сравнению с 2008 годом. Уже к маю этого года сильнее всего было заметно падение уровня продаж у таких автопроизводителей, как ГАЗ (снижение на 60%), Hyundai (77%), Nissan (60%), Ford, Opel и Mazda (69%), Toyota (минус 64%), Honda (минус 71%)», – констатировал он.
Одновременно, считает И.Ямов, в 2009 году у страховщиков обозначился резкий рост стоимости среднего убытка. «По разным моделям иномарок рост показателя составил 9–12% и даже 30–32%», – сказал специалист.
C начала года снизился уровень продаж автомобилей, бывших в употреблении. Это обстоятельство влияет на объемы рынка ОСАГО и, в меньшей степени, на объемы рынка автокаско.
В портфелях ведущих страховщиков действительно львиная доля договоров приходится на новые иномарки. Так, в портфеле РОСНО доля премии по страхованию каско автомобилей иностранного производства составляет около 96%. Доля транспортных средств возрастом до 3 лет – 84%. Симметричная картина сложилась в «Ингосстрахе»: по итогам 2008 года доля сбора премии по иномаркам достигает 96%, а доля автомобилей возрастом меньше 3 лет в портфеле составляет 85%. У СК «ГУТА-Страхование» в общем объеме договоров автострахования полисы автокаско приносят до 75% премий.
Когда земля горит под ногами
Счастье последних лет автоматического роста автопродаж и автокаско сменилось эпохой скупости: на рынке царит жесткая экономия издержек и борьба за клиента.
Первые признаки смены тенденций обозначились еще в первой половине 2008 года, когда рост продаж автотранспорта затормозился, а дела у продавцов авто пошли под гору. Банки сворачивали программы кредитования покупки автотранспорта. Чрезвычайные усилия по поддержанию спроса, предпринятые автосалонами, распродажа автомобилей в конце года несколько смягчили ситуацию и выровняли негативную статистику.
Страховщиков тогда поддержало еще и досрочное возобновление договоров ОСАГО: клиенты спешили сделать это в ожидании решения правительства о повышении коэффициентов в ОСАГО.
«Так страхователи действуют всегда накануне утверждения изменений в законодательстве», – сказал заместитель руководителя департамента автострахования Росгосстраха Павел Бородин. – В конце прошлого года также были осуществлены платежи по тендерам ОСАГО, проводимым ранее».
Затем пришел 2009 год. Банковский ресурс поддержки автопродаж иссяк: на рынке наблюдается кратное сокращение объемов автопродаж в кредит.
Статистика фиксирует увеличение доли россиян, живущих за чертой «страховой бедности». Им не хватает средств на приобретение предметов первой необходимости, а траты на страховую защиту стоят на 5–6 месте в списке приоритетов.
Таким образом, в кризис только ОСАГО по-настоящему становится локомотивом спроса на страхование со стороны населения, автокаско популярностью не пользуется.
ОСАГО – не панацея
Увы, страховщиков этот факт не радует. По их данным, ОСАГО убыточно из-за тарифов 6-летней давности, которые теперь уже не покрывают расходы на ремонт значительно обновившегося и, соответственно, подорожавшего автопарка России.
Многие приходят к выводу: больше ОСАГО в портфеле компании – хуже дела.
Глава группы «РОСНО» Ханнес Чопра считает, что менеджеры ряда компаний допустили управленческую ошибку, не сдерживая прирост числа договоров ОСАГО.
Дальнейшее сокращение объема продаж новых автомобилей, которое ожидается в 2009 году, повлияет и на объемы премий в ОСАГО, высказал предположение начальник управления стратегических проектов ОСАО «Ингосстрах» Владимир Холин.
Он ожидает повышения цен на автомобили, произведенные в 2009 году. «Они окажутся выше на 20–30% из-за ослабления курса рубля относительно основных валют, что приведет к дальнейшему сокращению потребительского спроса. По итогам 2009 года, авторынок может потерять до 50% своего объема в количественном выражении», – полагает эксперт «Ингосстраха».
В то же время он считает, что в секторе страхования новых автомобилей падение сборов может быть отчасти компенсировано изменением коэффициентов в ОСАГО, принятым с 25 марта 2009 года. «В целом по году мы ожидаем рост рынка на уровне 5%», – продолжил В.Холин.
«Рынок автострахования очень чувствителен к объему продаж автомобилей в кредит, потому что уровень проникновения в данном сегменте близок к 100% (для сравнения: в сегменте автомобилей, приобретаемых за собственные средства клиентов, аналогичный показатель в 2008 году составлял 30–35%)», – отметил специалист.
Согласно данным «Ингосстраха», в прошлом году отечественных автомобилей на российском рынке было продано на общую сумму $6,5 млрд, иномарок – на сумму в 10 раз больше – $62,5 млрд, из них новых иномарок – на сумму $55,5 млрд.
В период кризиса многие игроки банковского рынка опасаются увеличения коэффициента невозвратов по кредитам, поэтому большинство из них резко подняли процентные ставки (средняя текущая ставка на данный момент в валюте 14% и 30% в рублях). Сократилось количество банков, занимающихся автокредитованием: некоторые вообще прекратили выдачу кредитов частным лицам. По оценкам специалистов Ассоциации европейского бизнеса, доля автомобилей, проданных в кредит, упала по сравнению с предыдущим годом с 40–50% до 10–15%.
«С учетом общего падения продаж это значит, что в количественном выражении кредитный сегмент авторынка сократился примерно в 5–6 раз», – предположил специалист из «Ингосстраха».
С окончанием акций щедрости автосалоны пустели, а автосервисы регистрируют «усыхание» ремонтных потоков. Цепь замкнулась: меньше выручка автодилеров, меньше полисов, меньше комиссионных за их продажу дилерам, скромнее возвратный финансовый поток на ремонт автомобилей от страховщиков. Потери рождают потери.
Однако поспешных выводов относительно сокращения бизнеса автострахования во всех компаниях было бы делать неверно.
У СК «ГУТА-Страхование», к примеру, в премиях по каско сокращения нет. В первом полугодии «ГУТА-Страхование» идет с приростом в сегменте добровольного страхования автомобилей.
«Думаем, продажи по автокаско будут планомерно расти в течение всего года», – ожидает директор подразделения по страхованию автомобильного бизнеса ЗАО «ГУТА-Страхование» Григорий Игнатенко. Надеется на позитивный результат по росту сборов из-за проводимой политики по привлечению клиентов и «Ингосстрах».
Сам подмажешь, сам поедешь
Дилерские автосервисы регистрируют убыль клиентов, а их сотрудники – падение зарплат. Это объясняется режимом экономии, которого стали придерживаться клиенты автосервисов.
«Люди стали меньше ездить и реже ставить машины на техобслуживание, – считает эксперт. – По возможности профилактику водители стараются теперь осуществлять сами».
В то же время корпоративные клиенты, отмечает эксперт, все чаще принимают решение о переводе транспорта на обслуживание из сертифицированных дилерских центров в дешевые ремонтные мастерские.
По наблюдениям заместителя руководителя департамента автострахования Росгосстраха Павла Бородина, российские водители действительно меняют поведение.
Физические лица начали экономить на расходах: меньше эксплуатируют транспортное средство или вовсе отказываются ездить, стали выбирать полисы с ограниченным периодом действия, некоторые напрочь отказались от страхования ОСАГО (авось повезет, не оштрафуют).
Юридические лица с их парками сегодня не опора для автостраховщика. Экономя в кризис, предприятия сокращали не только персонал, но и автопарки, некоторые прекратили или ограничили объем перевозок.
По данным Росгосстраха, лишь в 60% случаев договоры автокаско в этом году возобновляются. П.Бородин отмечает, что особенно охотно продлеваются на новый период договоры, по которым страховщиком осуществлялись выплаты, то есть убыточные. Ряд договоров страхования каско автомобилей, приобретенных в кредит, страхователи возобновляют по требованию банка или лизинговой компании.
«Не менее 10% случаев (в зависимости от региона) отказов от возобновления договоров страхования мотивируются клиентами отсутствием средств как у физических лиц, так и юридических лиц. Причем последние жалуются на нехватку денег чаще», – уточнил представитель Росгосстраха.
В этой связи он прогнозирует снижение страховых премий по автокаско к концу года до 24%. «Снижение спроса будет связано как с увеличением стоимости иномарок (из-за девальвации), так и с ужесточением условий автокредитования. В совокупности со снижением реальных доходов населения все тенденции негативно влияют на продажи авто», – резюмировал собеседник агентства.
«Уже по результатам I квартала 2009 года продажи новых автомобилей в России снизились на 40%. В 2009 году рынок во многом будет держаться за счет пролонгации кредитных машин», – считает директор центра андеррайтинга и управления продуктами для физических лиц и малого бизнеса РОСНО Александр Гурдус.
Убыточность каско в среднем по рынку достигает приблизительно 40–50%, ОСАГО убыточно на 75%. Такую оценку привел директор подразделения по страхованию автомобильного бизнеса ЗАО «ГУТА-Страхование» Григорий Игнатенко.
По его словам, по итогам первых двух кварталов 2009 года наблюдается рост убыточности в автостраховании, предположительно, он продлится до конца этого года. «По предварительным прогнозам экспертов, продажи новых иномарок к концу года сократятся примерно на 55–60%», – считает он.
Найти черную кошку в черной комнате
На фоне снижающихся поступлений компаний растут затраты на ремонт и запчасти к автомобилям по действующим договорам автокаско (до 25–40% с начала года), где тариф уже не повысишь. «Растут выплаты в связи с ростом цен на запчасти и расходные материалы, необходимые для ремонта иномарок. Компенсировать дополнительные расходы, возникшие из-за девальвации рубля, по уже проданным полисам нельзя», – отметил А.Гурдус из РОСНО. Он убежден, что затраты по этим направлениям будут расти и дальше.
Удорожание восстановительного ремонта разорительно для страховщиков и ставит вопрос о запасе прочности компаний. По расчетам «Ингосстраха», средств, полученных в оплату полисов автокаско, проданных в 2008 году, хватает на 70% объема ремонтных работ года 2009 года. И.Ямов добавил, что 96% расходов компании в связи с обеспечением договоров автокаско приходится на оплату ремонтного потока. Он пояснил, что «рост стоимости ремонта с начала года связан с увеличением стоимости импортных запчастей к автомобилям, стоимости нормочаса в сервисных центрах, а также с переходом ремонтников на выставление цен по лакокрасочным работам в евро».
Обострение проблем текущей ликвидности заставляет страховщиков искать выход не только в области экономии. В кризисный период единственный способ быстрого получения наличных средств – заметное снижение тарифов для привлечения новых клиентов. Так начинают строиться финансовые пирамиды.
«Необоснованное снижение тарифов, которое противоречит здравому смыслу и находится за границей себестоимости, мы называем демпингом, – сказал И.Ямов. – В то время, когда все условия существования на рынке диктуют необходимость повышения тарифов, удерживать цены или даже снижать их могут позволить себе только те игроки, которые заранее сформировали определенный запас финансовой прочности для того, чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество в кризис».
Укрощение автосервисов
Российский союз автостраховщиков (РСА) задумал разработать систему аккредитации автотехцентров. Она позволит компаниям бороться с необоснованными ценами, а также с некачественным ремонтом автомобилей в рамках ОСАГО, считает директор по международным и национальным программам в области обеспечения безопасности дорожного движения РСА Александр Якимов.
В интервью агентству «Интерфакс-АФИ» он высказал мнение, что отбор техцентров для аккредитации позволит избежать ситуаций, которые часто возникают на рынке ОСАГО в последнее время, когда стоимость услуг восстановительного ремонта автомобиля не соответствует их качеству.
При этом А.Якимов добавил, что «идея введения аккредитации техцентров при РСА в чем-то перекликается с темой создания аккредитации при союзе экспертов-техников (этот проект уже был реализован РСА за последние несколько лет – прим. ИФ-АФИ)». Одна система будет работать для экспертов – физических лиц в области оценки, а другая – в области юридических лиц в сфере ремонтных услуг.
Представитель РСА отметил, что критерии при отборе техцентров для проведения восстановительного ремонта в ОСАГО будут очень просты: «Мы должны убедиться в том, что воздействие на транспортное средство в ходе ремонтных работ полностью соответствует требованиям и методикам завода-производителя».
По его мнению, в случае удачной реализации проекта в России может быть создана система, аналогичная той, которая действует в развитых странах. Там между страховщиками и автопроизводителями, сервисными службами, ведется непрерывный диалог, целью которого является повышение качества предлагаемых услуг на всех этапах «жизни» автомобиля и его эксплуатации, уточнил представитель РСА.
А.Якимов добавил, что в перспективе система аккредитации автотехсервисов потребует создания специального реестра РСА, вошедшие в него ремонтные организации смогут рассчитывать на получение рекомендаций перед клиентами от страховых компаний и расширения объема получаемых заказов.
Комментируя идею РСА относительно упорядочивания дружбы с автосервисами, директор департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев заявил, что стратегически это правильное решение.
«Однако мы считаем, что для России оно несколько преждевременное. У нас существует дефицит ремонтных мощностей на фоне фантастического роста продаж автомобилей, который наблюдался последние несколько лет. Введение аккредитации только сузит круг техцентров, создавая тем самым еще больший дефицит, т.е. очередь на ремонт. При наличии очередей снижения расценок не произойдет. Кроме того, вопрос оптимизации цен на ремонт не лежит только в области СТОА. Речь должна идти о создании инфраструктуры. Например, в нее входят поставщики запасных частей и лакокрасочных материалов. Кроме того, необходимо создать систему сертификации запасных частей, бывших в употреблении, как это сделано в цивилизованных странах. Иначе мы никогда не придем к оптимизации цены. Все это требует инвестиций, поэтому, скорее всего, данный вопрос нужно рассматривать в перспективе. Сейчас на повестке дня все-таки единая методика расчета ущерба», – мотивировал свою точку зрения специалист.
«РСА объединяет страховщиков по ОСАГО, а по данному виду страхования в 99% случаев выплаты осуществляются денежными средствами по калькуляции независимого эксперта», – напомнила глава дирекции развития страхования СК «МАКС» Светлана Гусар. Безусловно, проблем во взаимоотношениях страховщиков и СТОА много, считает она. «Это и завышение нормативов, и установление завышенной стоимости нормочаса, и перебои с поставками запчастей, задвоение работ и приоритет клиента с наличными деньгами перед клиентами с направлением на СТОА от страховщика. Я не думаю, что создание механизма добровольной аккредитации позволит решить эти проблемы», – сказала она.
Директор подразделения по страхованию автомобильного бизнеса ЗАО «ГУТА-Страхование» Григорий Игнатенко признает, что «издержки страховых компаний в автостраховании выросли примерно на 25–30%». Связаны они, по словам специалиста, с ростом цен на запчасти и увеличением стоимости ремонтных работ в центрах технического обслуживания. Для компенсации этих затрат компания применяет различные финансовые инструменты, в том числе и корректировку ценовой политики. Сегодня других инструментов нет: возможности влияния на ценовую политику автосервисов у российских страховщиков очень ограничены.
Аттракцион неслыханной щедрости завершится
Вместо ожидаемого актуариями повышения тарифы в автокаско с начала года резко пошли вниз, игроки с ожесточением стали делить «шагреневую кожу» рынка автострахования. В борьбе за передел сфер влияния в сегменте страсти перехлестывали, отказывал здравый смысл. К середине 2009 года компании, поддавшиеся демпингу, регистрировали убытки. Для тех акционеров, кто не давал санкцию на подобное покорение рынка, они могут оказаться большой неожиданностью.
Снижение рентабельности в автокаско продолжается. По мнению главного аналитика «Интерфакс-ЦЭА» Анжелы Долгополовой, некоторые игроки в связи с этим уже решили затормозить демпинг и на краю финансовой пропасти пытаются повернуть вспять, выровнять цены на «автопортфель» до конца года.
Те, у кого запаса ликвидности нет, кто вынужден чаще отказывать клиентам и ухудшать качество выплат, вызывает недовольство страхователей и провоцирует поток жалоб в надзорные органы.
«В последнее время ситуация такова, что в большинстве случаев андеррайтеры «отдыхают» и на рынке отмечаются явные проявления паники страховщиков, пытающихся увеличить сборы страховой премии за счет неадекватных предложений страховых тарифов», – отмечает П.Бородин из Росгосстраха.
В отсутствие законодательного определения понятия «демпинг» на страховом рынке аналитики квалифицируют как необоснованное понижение цен.
«Там, где можно клиенту отказать или снизить уровень выплат, ряд страховых компаний это делает», – сказал И.Ямов из «Ингосстраха». Отсюда всплеск статистики жалоб и реакция Росстрахнадзора. Руководитель службы Александр Коваль уже объявил о планах опубликования списков лидеров по числу жалоб на страховщиков. В общем числе обращений граждан более 50% связаны с автострахованием. Значит, в списках «черных лидеров» окажутся в основном автостраховщики.
Первая «черная десятка» в автостраховании к лету этого года выглядела следующим образом. Ее возглавила «Русская страховая компания» (524 жалобы), у которой была отозвана лицензия на проведение операций, в том числе по ОСАГО. Также много жалоб оказалось еще у 4 компаний с отозванными лицензиями: «Гранит» (450), «Корона» (234), «Генеральный страховой альянс» (205), «Дженерал резерв» (176). Помимо этого, большое число жалоб со стороны клиентов поступает в адрес ОСАО «Россия» (310 жалоб), компаний «Росгосстрах-Столица» (231), РАСО (228), «РЕСО-Гарантия» (189), Росгосстрах (182). Правда, данные приведены по абсолютному числу поступивших жалоб. Росстрахнадзор обещает также учитывать то, какую долю от заявленных и урегулированных убытков этот процент жалоб занимает.
В январе-июне текущего года в Росстрахнадзор поступило 7,2 тыс. жалоб, при этом более 90% заявителей жаловались на страховщиков с лицензиями на ОСАГО и 35% – на компании с приостановленными или отозванными лицензиями. При этом в отдельных компаниях ситуация с жалобами складывается разная. «Ингосстрах» отмечает, что при поквартальном сравнении роста жалоб не произошло. «Основные поводы для жалоб: сроки и объем возмещения (количество по обоим стабильно, в процентном выражении падает), отказ в выплате (количество жалоб упало), сроки и качество ремонта (количество жалоб выросло)», – уточнили в «Ингосстрахе».
Справедливости ради следует отметить, что с началом кризиса и без того впечатляющий бизнес страхового мошенничества и автоугонов расцвел полным цветом. Поэтому страховщики стали более тщательно проверять подозрительные убытки и тратить на это больше времени, задержки по выплатам возможны и по этой причине.
По данным МВД РФ, представленным «Ингосстрахом», теневой оборот угонов в РФ составляет 1,5–2 млрд рублей в год. Почти 5 млрд рублей составляют совокупные выплаты страховых компаний по риску «угон». Некоторые пессимисты-эксперты склоняются к мнению, что в кризис доля выплат мошенникам на рынке автострахования выросла с 20–30% до 40–50% по отдельным компаниям.
Воспитание чувства ответственности
В поисках цивилизованного снижения стоимости полиса автокаско страховщики бросились рекламировать франшизу. Солидарная ответственность за урегулирование убытка в автостраховании – банальность на рынке развитых стран, где франшиза в полисе автокаско составляет от $500 и выше.
«Практически все страховщики в условиях нестабильной экономики разработали ряд новых страховых продуктов, которые в той или иной мере предусматривают условную, безусловную либо динамическую франшизу, а также продукты, стоимость которых более низкая по сравнению с классическим каско», – признается глава дирекции развития страхования СК «МАКС» Светлана Гусар.
Однако в России страхователи упорно сопротивлялись внедрению франшизы. «Не могу забыть многократную победительницу необъявленного конкурса по наибольшему числу ремонтов», – рассказал журналистам И.Ямов. «Неоднократно за летний сезон она посещала дачу, выезжая с которой всякий раз неизбежно кустами царапала покрытие автомобиля. Вместо того чтобы подрезать ветки, девушке было не лень после каждой поездки гонять к нам на ремонт автомобиль для проведения покрасочных работ. По договору с франшизой это развлечение для нее оказалось бы менее привлекательным», – полагает представитель «Ингосстраха».
«Я не могу констатировать факт резкого увлечения спроса на страховые продукты с франшизой, однако, с учетом того, что франшиза позволяет достаточно резко снизить размер страхового взноса, практически все страховщики пытаются продвигать такие страховые продукты», – сказала представитель МАКСа.
«Наша компания разработала ряд продуктов, которые призваны помочь страхователю сэкономить при заключении договора каско от 5% до 40% за счет введения франшизы и/или уменьшения покрытия. Я надеюсь, что совместные действия страховщиков, направленные на популяризацию страхования с франшизой, принесут достаточно ощутимый эффект в ближайшем будущем и нам удастся немного изменить психологию отношения страхователя к франшизе», – добавила С.Гусар.
Директор департамента маркетинга РОСНО Малика Кулаева заметила, что клиенты стали более разборчивыми и экономными. «Сегодня даже обеспеченные люди стали обращать внимание на ценовой фактор. Страхователи стали больше интересоваться продуктами, решающими основную задачу – минимизацию последствий наступления рисков. Для них в первую очередь важна сумма выплаты и ее сроки. В стремлении получить продукт по более низкой цене отдельные группы потребителей готовы даже принимать часть рисков на себя, мы заметили повышение интереса к франшизным продуктам, которые в большинстве стран мира уже давно и широко используются», – отметила она.
Рано пока утверждать, что спрос на франшизу увеличился, полагает П.Бородин из Росгосстраха. Корректнее сказать, что этот термин звучит чаще, и потребители начали относиться к нему спокойнее. Чаще поступают запросы по котировкам с учетом франшизы, но количество договоров с ней не возросло существенно.
Тем не менее, активное продвижение страховых продуктов и программ с франшизой, проводимое страховщиками, даст свои плоды в обозримом будущем, убежден специалист. «Сейчас можно отметить как минимум 5 серьезных компаний, заявивших о таких программах», – уточнил он.
Еще одно ужесточение связано с платежной дисциплиной в расчетах страховщиков с клиентами. По словам С.Гусар из СК «МАКС», страховщики перестали кредитовать клиентов по нулевой ставке, чем по существу в докризисные времена являлось предоставление рассрочки по уплате страховой премии.
Кроме того, «фактически все страховщики изменили порядок предоставления рассрочки», признается С.Гусар. Теперь большинство СК предоставляют ежеквартальную рассрочку не бесплатно, а с учетом повышающего коэффициента по тарифу.
До сих пор в «Ингосстрахе» полис с франшизой был одной из возможностей стандартного выбора для клиентов, но они ей крайне редко пользовались. «Мы по-прежнему наблюдаем устойчивый спрос на наш классический продукт «Премиум», сообщил директор департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. «Спрос на франшизу по крайней мере появился, хотя доля полисов с франшизой по-прежнему в общем портфеле незначительна. Продуктовую линейку мы не меняли, она и до кризиса была достаточно широкой», – пояснил представитель «Ингосстраха».
Иных уж нет
С конца прошлого года автостраховщики и регуляторы строят прогноз возможного ухода с рынка нескольких десятков страховщиков ОСАГО. Понятно, что все они также выступают продавцами полисов автокаско. Генеральный директор РОСНО, глава Allianz Евразия Ханнес Чопра напомнил, что в России в страховой отрасли в настоящее время представлено около 800 компаний. «Уже в течение 2009 года с рынка могут уйти по одним оценкам – порядка 30–50 компаний, по более пессимистическим оценкам – свыше 150–170 компаний», – полагает он.
Понятно, что это в первую очередь небольшие компании либо кэптивные игроки, либо компании, у которых возник серьезный перекос в сторону ОСАГО или убыточной части добровольного автострахования, отмечает глава РОСНО.
«Честно говоря, это небольшая потеря для рынка, и даже наоборот, своего рода санация. Я согласен с оценками некоторых экспертов, что через 2–3 года в России сформируется достаточно устойчивый и здоровый рынок страхования в целом, на котором будет 200–300 компаний с правильно сформированными резервами, реализующих правильные стратегии, выполняющих правильные регламентирующие требования. И, пожалуй, первая двадцатка компаний будет собирать порядка 70–80% премий на рынке», – сказал Х.Чопра.
В СК «ГУТА-Страхование» такого точного прогноза не дали. «Сложно говорить точно о том, сколько компаний, работающих по ОСАГО, уйдет с рынка. Скорее всего, их сокращение будет значительным», – считает директор подразделения по страхованию автомобильного бизнеса ЗАО «ГУТА-Страхование» Григорий Игнатенко.
В компании «МАКС» считают, что высоки риски потери устойчивости из-за напряженности в секторе автострахования у небольших региональных компаний, которые имеют в своих портфелях долю договоров ОСАГО свыше 40%. Как отмечает С.Гусар, на долю 20–30 крупнейших российских страховщиков приходится до 70% всех сборов по ОСАГО. Поэтому ведущие игроки и РСА больше всего опасаются потери равновесия одним из «столпов» этого сегмента. Такая ситуация чревата резким оттоком средств из гарантийных фондов РСА.
Однако пока серьезных оснований для таких опасений не видно. Компенсации РСА за неплатежеспособных страховщиков превысили 2 млрд рублей за все время существования фонда, запас прочности гарантий РСА в настоящее время составляет 8 млрд рублей.
Финмаркет