Власти выработали механизм страхования военных рисков в новых регионах

Минфин в ходе переговоров с Банком России и Российской национальной перестраховочной компанией (РНПК) подготовил проект постановления ведомства о страховании военных рисков в новых регионах и порядке выплат по ним, выяснили «Ведомости». Согласно проекту документа, говорят два знакомых с ним источника «Ведомостей», средства на покрытие страховых случаев будут направляться РНПК, которая станет оператором программы, из фонда национального благосостояния (ФНБ). Покрытие будет касаться случаев, наступивших в результате «терроризма и диверсии» – именно так в проекте названы военные риски, говорят источники «Ведомостей». «Эти вопросы находятся в компетенции правительства», – такой информацией ограничился представитель ЦБ в ответ на запрос «Ведомостей». «Ведомости» направили запрос в пресс-службу правительства. В Минфине не ответили на запрос. Представитель РНПК отказался от комментариев. Механизм подразумевает разделение на два уровня рисков: стандартный и военный, рассказывают источники «Ведомостей», ссылаясь на проект документа. Например, если вагон с грузом сошел с рельсов из-за технической неисправности, страховой случай относится к категории стандартного: его покрывает страховщик за свой счет. Если же вагон с товаром уничтожен в результате атаки, это военная категория риска и ее будет покрывать госсубсидия. В случае реализации риска будет приезжать аджастер – это сотрудник страховщика, который определяет, относится ли происшествие к прописанным в договоре страховым случаям, поясняют знакомые с обсуждениями собеседники. Если аджастер заключит, что событие произошло из-за терроризма или диверсии, сначала риски возместит страховщик, который получит выплату от РНПК, а нацперестраховщик, в свою очередь, из госказны. В текущей версии проекта речь идет исключительно о новых регионах – ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, говорят собеседники «Ведомостей». При реализации риска, например, в Крыму или других приграничных субъектах РФ работа данного механизма не предусмотрена. О проработке решения с вариантом госстрахования председатель Банка России Эльвира Набиуллина говорила во время выступления в Совете Федерации 21 июня. На рыночных условиях тариф будет очень высок и «ни люди, ни предприятия его просто не потянут», отмечала Набиуллина. Про двухуровневый порядок страхования грузоперевозок на новых территориях говорила и президент РНПК Наталья Карпова. Но по-прежнему не решена проблема с поиском страховщиков, которые придут в новые регионы для формирования инфраструктуры и будут регулировать страховые случаи, включая передачу нужных документов на старые территории, отмечала она. Ранее Госдума уже просила правительство и ЦБ обосновать действия страховщиков и лизинговых компаний в части грузоперевозок в новых и приграничных регионах. К последним относят Крым, Краснодарский край, Белгородскую, Брянскую, Воронежскую, Курскую, Ростовскую области, Севастополь. Соответствующее протокольное поручение 31 мая давал совет нижней палаты парламента комитету по финансовому рынку. Зампред ЦБ Филипп Габуния в ответ на это объяснял (письмо от 9 июня на имя председателя комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова есть у «Ведомостей»), что компании не страхуют грузы по нескольким причинам: высокая вероятность реализации риска и сложность его прогнозирования, причинение убытка большому числу застрахованных объектов в результате одного страхового случая, вероятность мошенничества и сложность квалификации событий, попадающих под военные риски. Включение таких рисков в договор страхования оказывает влияние на тариф, что делает его заключение нецелесообразным для страхователя. А значит, возможность страхования военных рисков целесообразна только с господдержкой, отметил Габуния: «В связи с чем Минфин в настоящее время совместно с Банком России прорабатывают основные условия такой поддержки». Всероссийский союз страховщиков поддерживает предложения о двухуровневом механизме страхования, заявил «Ведомостям» представитель ВСС: профессиональное сообщество находится в конструктивном диалоге с ЦБ по этому вопросу. Переговоры по вопросу военных рисков идут, но страховщики не готовы принять на себя эти риски – для большинства компаний они являются прямым исключением из полиса, рассказывает собеседник в операторе грузоперевозок. На территории военных действий тарифы будут запредельны и практически равны стоимости объектов страхования, объясняет собеседник в крупной страховой компании: игрок не может просчитывать стоимость риска и вероятность его наступления. С ним соглашается источник в другом крупном страховщике. Нестандартные риски требуют дополнительной премии и новых подходов, считает он: статистика по таким страховым случаям отсутствует, что исключает возможность адекватной оценки. Механизм компенсации – отличная идея, отмечает собеседник в страховщике из топ-20. Но и реализация военных рисков – это не про страхование, а про «банальную необходимость» хоть как-то урегулировать такие случаи, добавляет он. Транспорт как пример Сейчас для сообщения с новыми регионами активно используется как и автомобильный, так и железнодорожный транспорт, заявил «Ведомостям» гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Значительные сложности связаны с тем, что при отправке железнодорожных вагонов в новые регионы собственники и операторы подвижного состава «вынуждены закладывать повышенные риски». Собеседник в одном из операторов грузоперевозок говорит, что им требуются полисы как по базовым рискам утраты или повреждения, так и с покрытием военных рисков. Это касается всей территории пространства 1520 (железнодорожная сеть с шириной колеи 1520 мм, соединяющая страны СНГ и «Евразэс» со странами Евросоюза и АТР). По словам собеседника «Ведомостей» в лизинговой компании, страховщики не берут на себя военные риски в части железнодорожного транспорта при нахождении вагонов в новых регионах, а также зачастую исключают из покрытия прилегающие субъекты РФ. Это вызывает крайнюю озабоченность со стороны операторов железнодорожного транспорта, а также лизинговых компаний, которые вынуждены исключать эти территории из числа разрешенных к курсированию. Страховщики не готовы оказывать услуги по страхованию вагонов в новых регионах и близких к ним субъектах РФ из-за отсутствия возможности перестраховать риски в РНПК, в которой это не предусмотрено бюджетом, добавляет собеседник в лизинговой компании. В итоге ответственность полностью перекладывается на лизингополучателей, продолжает он: им или ограничивают полигон курсирования, или возлагают полную материальную ответственность за гибель или повреждение вагонов. Риски повреждения вагонов до степени утраты на новых и приграничных территориях преувеличены, говорит собеседник «Ведомостей» в лизинговой компании: по информации Союза операторов железнодорожного транспорта, за 12 месяцев списано всего 70 вагонов: 0,1% от общего количества грузовых вагонов, которые в течение года курсируют на этих территориях. Тем не менее, добавляет Бурмистров, сейчас товары и услуги в новых регионах содержат существенную наценку «за риски». Поэтому в них значительно дороже продовольственные и непроизводственные товары, а стоимость предоставления подвижного состава выше на 30–50%. В настоящее время, несмотря на развитую железнодорожную сеть в новых регионах, основная нагрузка ложится на автомобильные перевозки, говорит независимый промышленный эксперт Максим Шапошников. По железной дороге грузы идут до крупных городов Донецка и Луганска в типовых вагонах (полувагонах для сырья черной металлургии и крытых для товаров народного потребления). Стоимость отправки фуры грузоподъемностью 20 т в ДНР и ЛНР составляет около 200 000 руб. за рейс (при отправке из Екатеринбурга). Из них на страховку приходится около четверти расходов (порядка 50 000 руб.) – это примерно вдвое выше действующих на территории старых российских регионов тарифов. Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев отмечает, что страхование автомобильных грузоперевозок в России включает страхование самого транспортного средства – тягача, страхование прицепа и страхование самого груза. По его оценке, средняя стоимость КАСКО на тягач составляет 160 000–300 000 на год. Страховка груза при перевозке оценочной ценностью 10 млн руб. (обычный груз типа запчастей) – 25 000–35 000 руб. Бурмистров говорит, что схема расчета стоимости страховки в новых регионах будет отличаться от текущей схемы в России, но дать точный расчет затруднительно. Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов отмечает, что предлагаемая мера однозначно будет способствовать активизации грузоперевозок. Для перевозок зерна и угля в любом случае нужен железнодорожный транспорт. Сейчас близость к театру военных действий, по его словам, не добавляет компаниям мотивации работать и обновлять подвижной состав в условиях угрозы диверсий или прямых попаданий по транспортным средствам. «Идея разделения страхования на два уровня в такой ситуации видится очень актуальной. По сути, государство берет на себя риски бизнеса, связанные с военными действиями. Это поможет бизнесу развиваться на новых территориях, пока ситуация не стабилизируется», – считает эксперт. При этом, по мнению Трудова, механизм логично распространить на другие регионы, подверженные военным рискам. Обсуждаемое решение, по мнению Бурмистрова, может улучшить ситуацию с транспортным сообщением с новыми регионами и обеспечением перевозок подвижным составом. При этом, его словам, отличить военный риск от невоенного достаточно сложно, например, когда идет речь о сходе состава вследствие теракта. «Важно, чтобы новый инструмент покрывал расширенный обеим рисков, а не только прямые военные ситуации (например, попадание снаряда)», – заключает эксперт. Проблем со страхованием в новых регионах нет – вероятность наступления убытков там примерно равна стандартным рискам, подтверждает собеседник в страховщике из топ-20. Но работающие в новых регионах компании скрывают этот факт из-за санкционных рисков, добавляет он. insur-info.ru

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page