Пермский авторынок на фоне мирового кризиса
В сентябре крупные автомобильные концерны США зафиксировали резкое падение объемов продаж. Так объемы продаж автомобилей компании Ford Motor в США упали более чем на треть — на 34%. Корпорация General Motors потеряла шестую часть покупателей — ее продажи упали на 16%. Автоконцерн Chrysler пока не объявил о сентябрьских итогах, но аналитики полагают, что и он отметит резкое падение уровня продаж. В той же тенденции оказались японские производители: корпорация Toyota отметила падение продаж в сентябре на 32%, Nissan — на 37%, Honda — на 24%.
На российском рынке американские и японские производители сильного спада пока не ощущают, но в преддверии сокращения объемов продаж заманивают покупателей различными скидками и акциями.
Пермские автодилеры ищут новые земли
Объем пермского рынка новых иномарок в 2008 году, по оценке аналитической группы «Деловой Квартал» («ДК»), составит 20 млрд рублей. По данным «ДК», которые приводит в разделе ТОП-лист, в Перми работают порядка 20 дилеров иномарок. При этом доля продаж иномарок в Перми за текущий год составила 70%, остальное пришлось на долю российского автопрома. По данным «Верра Моторс», иномарки догнали российские автомобили в 2006 году, после чего доля продаж иномарок начала расти.
Председатель совета директоров Verra Group Алексей Новокшонов говорит, что автопарк в Перми очень старый — средний возраст автомобилей составляет 12 лет, и количество новых автомобилей — порядка 30-40 тысяч из 300 тысяч, находящихся в эксплуатации.
Алексей Новокшонов считает, что формирование дилерской сети в Перми еще не закончилось, но основные производители определились со своими партнерами, и войти новой компании крайне сложно и дорого. «Входной билет» на пермский рынок, по оценке г-на Новокшонова, может стоить порядка 1 млрд рублей. До кризиса проект окупался за 4-6 лет, теперь, если ситуация не изменится, будет окупаться за 8-12 лет.
Высокая конкуренция в Перми вынуждает автодилеров к межрегиональной экспансии. Автохолдинг «Машинный двор» с 2006 года построил новые автосалоны в Набережных Челнах, Березниках, Нижнем Тагиле, Челябинске, Ноябрьске. «Верра Моторс» осенью этого года открыла автоцентр в Тюмени, строит аналогичные в Ростове и Самаре. «Сатурн-Р» в этом году презентовал три автосалона в Перми, Липецке и Челябинске, и к концу года обещает открыть еще два: в Миассе и Нижнем Тагиле. Компания «Экскурс-Автомобили» планирует выйти на рынки крупных городов Пермского края.
Кризис кредитования уронит продажи иномарок
За первые полгода средний рост автомобильного рынка Перми составил 40%. Это объяснялось относительной доступностью кредитных средств и не насыщенностью автомобильного рынка. По мнению директора по маркетингу «Машинного двора» Алексея Разорвина, рост рынка продолжится до 2014 года с периодом замедления динамики роста вплоть до 0% в 2009-м.
В этом году рост рынка, по данным «Верра Моторс», ожидался на уровне 40-50%, и ситуация по первому полугодию это подтверждала. Однако финансовый кризис, разразившийся в мире, существенно повлиял на автодилеров. В «Верра Моторс» отмечают падение продаж на 10-15% по сравнению с первым полугодием.
Если раньше люди меняли машину в среднем через 2-3 года, то сейчас при покупке автомобиля все чаще выбор падает на марки, обеспечивающие надежность и комфорт эксплуатации на гораздо более длительный срок. Лучшими примерами здесь являются Toyota и Honda, отметил г-н Новокшонов.
Падению продаж способствует повышение ставок по автокредитам и сокращение кредитных программ. По разным оценкам, до сентября в кредит продавался каждый второй автомобиль. По данным «Верра Моторс», по отношению к первому полугодию рынок автокредитования за сентябрь упал на 20-25%, но в целом объемы продаж пока превышают показатели прошлого года.
По словам Александра Репина, до сих пор автомобиль кредитовался в среднем под 12% годовых. В связи с финансовым кризисом банки начали активно повышать ставки — примерно на 3%, более внимательно оценивать платежеспособность клиентов, требования к выдаче кредита ужесточились.
Из-за кризиса московские автодилеры уже начали сокращать штат сотрудников и замораживать строительство своих автосалонов, отмечают пермские участники рынка. Показательно, что пермский автохолдинг «УралАвтоИмпорт» полностью закрылся от общения с прессой, объясняя свою позицию сложной рыночной ситуацией.
Г-н Репин надеется, что «Сатурн-Р» от кризиса почти не пострадает, потому что торгует автомобилями всех классов, и сможет компенсировать падение продаж одних марок за счет роста продаж других.
Планы компании «Экскурс-Автомобили» во многом корелируют с планами производителя, то есть марки Volkswagen на российском рынке. Как пояснил Андрей Неволин, доля марки Volkswagen в России к 2012 году должна вырасти с сегодняшних 2% до 10%. Пропорционально должна вырасти и доля компании «Экскурс-Автомобили» на пермском рынке.
Дилеры надеются на сервис
Игроки рынка отмечают: в связи с падением продаж основным источником дохода станет обслуживание ранее проданных автомобилей. По данным участников рынка, на сегодняшний день у некоторых автодилеров соотношение прибыли от продаж автомобилей и услуг автосервиса вышло на соотношение 50 на 50. У «Верра Моторс», по сравнению с прошлым годом, выручка от продаж увеличилась на 30%, от сервиса — почти в 2 раза.
У монобрендовых салонов пока картина иная: на сегодняшний день продажи приносят больше прибыли, чем сервисы.
Эксперты утверждают, что это соотношение будет меняться в зависимости от ситуации на рынке: чем сложнее покупателю приобрести новый автомобиль, тем дольше он будет использовать старый, тем выше прибыль автосервиса. По ожиданиям Алексея Неволина, если кризисная ситуация затянется, то соотношение будет постепенно выравниваться, тогда «Экскурс» начнет получать больше прибыли от сервиса.
Через услуги автосервиса дилер может вернуть большую часть стоимости автомобиля, если у компании уже сложился парк обслуживаемых автомобилей.
— С продажи мы имеем 5% наценки, то есть 1/20 стоимости автомобиля. А от сервиса автомобиля будем иметь 50% от стоимости автомобиля из расчета его 10-летнего обслуживания, — поясняет г-н Репин.
В «Машинном дворе» уверены, что в идеале должна сложиться ситуация, когда прибыль от сервиса будет составлять большую часть прибыли всей компании — при условии улучшения сервиса и эффективности менеджеров сервисной службы.