Самые распространенные способы мошенничества в автостраховании
В автомобильном страховании до 10% выплат получают аферисты. Участники рынка выделяют четыре наиболее популярных способа обмана страховщиков
Около 10% выплат в автостраховании идет в карманы мошенников. Об этом заявила главный юрисконсульт страхового общества «Ильичевское» Татьяна Компанец.
Четыре варианта
В самых популярных видах страхования – ОСАГО и КАСКО – страховщики выделяют четыре способа мошенничества, к которым чаще всего прибегают аферисты.
Наиболее распространенная схема – страхование уже разбитых автомобилей. Данный способ, по словам экспертов, касается в большей мере КАСКО и успешно реализуется не без «помощи» страховых агентов.
«Поскольку в рамках добровольного полиса на страхование принимается автомобиль только после его осмотра сотрудником страховой компании, то, соответственно, только в случае сговора с последним может быть реализована подобная мошенническая операция», – говорит председатель правления страховой компании «Брокбизнес» Вадим Загребной.
На втором месте – случаи предоставления неправдивой информации или фальсификация дорожно-транспортного происшествия. Такие мошеннические операции, как правило, используют организованные преступные группировки. «Группа лиц оформляет фиктивные документы по дорожно-транспортным происшествиям, которые не происходили, а потом обращается в страховые компании за возмещением, якобы, причиненного ущерба по договорам КАСКО и ОСАГО», – рассказывает Загребной.
К предоставлению неправдивой информации относится и страхование «двойника», при котором номерные знаки с поврежденного автомобиля вешаются на аналогичное транспортное средство, не имеющее повреждений, для заключения договора страхования и последующего заявления о наступлении страхового события.
В свою очередь имитация ДТП происходит, как правило, в темное время суток. «Злоумышленники выставляют на определенном участке дороги два поврежденных транспортных средства и вызывают для фиксации аварии сотрудников ГАИ, которые в потемках не очень присматриваются к имеющимся повреждениям. В таком случае только соответствующая экспертиза может опровергнуть информацию страхователя и потерпевшего об обстоятельствах происшествия», – объясняет Татьяна Компанец.
Следующий по частоте реализации способ мошенничества – завышение стоимости работ и запчастей при ремонте застрахованного автомобиля на станции техобслуживания. В этом случае имеет место сговор с сотрудником СТО.
Четвертая схема – заявление повреждений, которые не относятся к страховому событию. «Человек повреждает собственное транспортное средство, например, в нетрезвом состоянии, возникает необходимость поиска денежных средств на ремонт. Он вывозит авто к супермаркету и заявляет в ГАИ о ДТП, которое совершил беглец», – рассказывает Татьяна Компанец.
Сопротивление
Всплеском для мошенничества в автостраховании, по словам экспертов, послужил кризис, начавшийся в конце 2008 года, когда заемщики пытались путем злоупотреблений с полисом погасить валютные кредиты в банке.
За последние два года, уверяют страховщики, ситуацию удалось выровнять. Благодаря более активному общению и обмену опытом между игроками рынка изжила себя схема двойного страхования (в двух компаниях одновременно), популярная в 2009 году.
«Сегодня мошенничество особенно развито в добровольном виде автострахования, так как в договорах многих страховщиков предусмотрена одна-две выплаты в пределах 3-5% страховой суммы без справки ГАИ», – подчеркивает Татьяна Компанец.
Пытаясь снизить уровень злоупотреблений с ОСАГО и КАСКО, страховые компании усиливают, иногда и объединяют свои службы безопасности для досконального изучения каждого ДТП и тщательного анализа материалов предстрахового осмотра и страхового события.
Страховщики признают, что есть ситуации, когда «подставу» доказать не удается и приходится выплачивать мошенникам деньги. Правда, в компаниях, уделяющих вопросам разоблачения злоумышленников серьезное внимание, потери от их действий уменьшаются.
«Ряд специальных процедур и инструкций, позволяющих контролировать соблюдение правил страхования и урегулирования возникающих убытков, позволил нашей компании в этом году уменьшить количество случаев с признаками мошенничества на 10%», – сообщили в страховой компании PZU Украина.
Материалы же по доказанному злоупотреблению передаются в милицию и прокуратуру. «По ряду случаев уже возбуждены уголовные дела по ст.190 Уголовного кодекса Украины (мошенничество)», – уверяют страховщики.
Как ранее сообщало Дело, в автостраховании 70% исков о покрытии убытков к виновникам дорожно-транспортных происшествий составляют регрессы по КАСКО.
Дело (Украина)